ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА

Ле Нят Чанг
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье проводится аналитический анализ социально-психологических аспектов управления командой проекта. Формируются сравнительные выводы о преимуществах и недостатках наличия лидера и руководителя команды проекта. Описывается концепция взаимного дополнения различных стилей руководства и лидерства, позволяющая удовлетворять различные потребности членов коллектива.

Ключевые слова: авторитет, лидер, межличностные связи, проект, психология команды, руководитель, стиль, управление


PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROJECT-MANAGEMENT IN A COMMAND

Le Njat Chang
St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In the article analytical analysis of social-psychological aspects of project-management by a command is spent. Comparative conclusions about advantages and lacks of presence of the leader and the head of a command of the project are formed. The concept of mutual addition of various styles of a management and the leadership is described, allowing to satisfy various needs of members of collective.

Keywords: authority, head, interpersonal communications, leader, management, project, psychology of a command, style


Библиографическая ссылка на статью:
Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6523 (дата обращения: 11.03.2024).

В современном обществе все больше ценится умение персонала работать слаженной командой, в которой сочетается материальная и духовная составляющая. Материальный аспект – это люди, состоящие в команде. Духовный аспект – это идеология и психология команды [1, 2].

Идеология команды складывается из совокупности идей отдельных ее членов и их взглядов, которые отражают цели реализации трудовой функции. К ним можно отнести тягу к обогащению, стремление к самореализации, повышению личного профессионального навыка, помощь фирме и следование какой-либо идее, забота о престиже группы, стремление к превосходству над своими конкурентами и прочее [3, 4].

Психология команды представляет собой сочетание социально-психологических особенностей ее участников, которые непосредственно проявляются в ходе ее становления и развития при взаимодействии всех участников, форм и способов взаимного удовлетворения потребностей [5, 6, 7].

В процессе работы участникам требуется составить план совместной деятельности, продумать, как будет происходить обмен необходимой информацией, наладить контакт друг с другом, выработать положительный настрой и обозначить в какой форме будет происходить их взаимодействие. Все это подразумевает под собой формирование морально-психологического климата в команде, коллективного опыта, мнения общественности [8, 9]. Также рассматриваются вопросы лидерства, решение внутригрупповых конфликтов, понимание их причин и способов предотвращения и т.п. Важную роль при этом играют личные качества каждого из членов команды, которые вместе с социально-психологическими качествами предопределяют сценарии поведения участника команды на предприятии [10, 11]. Если рассматривать индивидуально-психологические качества, то к ним можно отнести темперамент, характер, волю, умственные способности, эмоциональность, память, воображение.

Разберем понятие «команды». Команда – это группа людей, организованная для определенной цели, которой свойственны следующие характеристики: дифференциация функций между участниками, иерархия подчиненности, набор полномочий, ответственности и т.д.

Активность команды часто может развиваться одновременно в разных направлениях. Это требует внимания и усилий по сохранению общей цели и направления усилий группы в рамках этой цели, влияние на сознание участников группы для организации личной активности каждого в единое целое [12, 13]. Социальная власть в группе исполняется через лидерство и руководство. Рассмотрим эти понятие подробнее.

Лидерство – это внезапно возникающий в группе процесс психологического воздействия одного из членов группы на других. Различают два типа лидерства:

1. Формальное лидерство – процесс воздействия на членов группы с позиции занимаемой должности.

2. Неформальное лидерство – процесс воздействия на членов группы, благодаря своим личным характеристикам, возможностям, умениям или с участием других ресурсов.

Лидеры могут порождать не только личные качества, но и структуру взаимоотношений в группе. Межличностные связи появляются и формируются в зависимости от целей команды, ценностей и норм, присутствующих в ней [14, 15]. На основе норм, сложившихся в команде, а также целей ее деятельности выдвигается лидер, в котором приняли свое олицетворение нормы и ценности, предпочитаемые членами команды. Лидер группы своим личным примером придает команде определенное своеобразие. Установки выбранного лидера тут же становятся идеалом, эталоном для членов команды. Лидеру дается право вести за собой, объединять участников для решения важных для группы задач, принимать последнее решение при возникновении различных групповых разногласий. Лидер – это член команды, обладающий особой властью и имеющий неоспоримый авторитет и право на оценку и влияние [16, 17].

Рассматривая понятие «руководство» можно сказать, что этот термин подразумевает под собой процесс управления, осуществляемый руководителем, который играет роль посредника социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной группы, куда входит его команда. Другими словами, руководителя назначают формально, для того чтобы руководить командой, осуществлять власть, оказывать влияние на группу. Назначают его вышестоящие по иерархии руководители предприятия. Руководителю группы следует стремиться быть лидером, так как это поможет подкрепить его формальные права распоряжаться авторитетом лидера [18, 19].

Авторитет является важным аспектом психологического влияния руководителя на команду. Авторитет – это признание преимуществ, достоинств, способностей личности. Он усиливает влияние человека на других людей. Авторитет складывается с учетом личных особенностей человека (руководителя), его потенциала, умения организовывать и мотивировать группу, а также с учетом стиля руководства. Умение использовать в своей деятельности различные стили руководства и способность правильно их применять, в зависимости от ситуации является важным качеством руководителя.

Стиль руководства представляет собой управленческую категорию, которая позволяет комплексно оценить поведение руководителя в команде, а также используемые им методы подготовки и принятия решений, способы их осуществления и формы контроля за деятельностью подчиненных.

Выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (или директивный) стиль подразумевает под собой централизацию руководства, единоначалие в принятии решений, жесткий единоличный контроль над деятельностью подчиненных. Подчиненные же являются просто исполнителями приказов руководителя, который указывает им ближайшие цели деятельности, не сообщая о конечной цели и дальнейших планах. В данном стиле используются следующие методы руководства: приказы, распоряжения, выговоры, лишения.

Демократический (или коллегиальный) стиль основан на взаимопонимании руководителя с подчиненными. Это выражается в открытом, взаимном обмене информацией, совместном принятии решений на основе обсуждения проблемы, делегировании полномочий и ответственности между руководителем и членами команды. Руководитель при таком стиле руководства требователен, но справедлив. Он поощряет и стимулирует инициативу участников группы, общается с ними вежливо и доброжелательно, что создает хороший психологический климат в команде. Демократический стиль отличается низким уровнем конфликтности и легкой управляемостью возникающих разногласий благодаря благоприятной психологической атмосфере в группе.

Либеральный (или попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель минимально участвует в управлении, перекладывая свои функции и ответственность на других членов команды. Данный стиль является нерезультативным. Использование подобного стиля возможно лишь в творческих, научных группах, где каждому участнику свойственна самостоятельность и творческая индивидуальность, или при наличии в группе человека, осуществляющего фактическое руководство.

Рассмотренные стили руководства не всегда в практической деятельности присутствуют в чистом виде.

Достаточно сильное влияние на стиль руководства оказывают индивидуальные личностные качества руководителя. Для эффективного выполнения своих управленческих функций руководитель должен обладать следующими способностями: уметь быстро и своевременно решать проблемы, иметь ориентацию на успешность и качество результатов, быть энергичным, целеустремленным, инициативным, уметь принимать на себя ответственность, быть независимым от внешних обстоятельств, иметь веру в себя и свою команду, обладать стратегическим мышлением, уметь убеждать, мотивировать, устанавливать контакт, вести переговоры.

Можно сделать вывод, что руководство представляет собой социальную характеристику процесса взаимодействия между руководителем и подчиненным, а лидерство дает психологическую характеристику поведения отдельных членов группы.

Рассмотрев казалось бы разные понятия «лидер» и «руководитель», все же можно сказать, что руководитель и лидер выполняют близкие по смыслу задачи. Они мотивируют команду, стимулируют ее к действию, ориентируют ее на выполнение определенных задач, ищут способы и средства для их эффективного решения.


Библиографический список
  1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: «Дело», 2002. – 472 с.
  2. Карпушин Е.С. Актуальность научной категории “труд” в вопросе экономического развития России // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №3. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2014/2525.
  3. Войку И.П. Управление проектами. Псков: «Псковский государственный университет», 2013. – 204 с.
  4. Карпушин Е.С. Перспективы развития малого бизнеса и его роль в создании национального богатства // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №4. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2014/2563.
  5. Кустова Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 200 с.
  6. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Науковедение. М.: ИГУПИТ, 2014, №4.
  7. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №3. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2014/2458.
  8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004. – 267 с.
  9. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  10. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: “Омега-Л”, 2004. – 664 с.
  11. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  12. Седов В.В. Экономическая теория: Часть 1. Введение в экономическую теорию. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2002. – 115 с.
  13. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  14. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  15. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  16. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  17. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  18. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  19. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.


Все статьи автора «mfis»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: