В условиях, когда информация и время принятия решения становятся решающими факторами успешного ведения бизнеса, современная компьютерная система учета является «не дорогостоящим способом демонстрации своей крутизны», а необходимым инструментом любого собственника и top-менеджера.
Первый вопрос, на который подобная система отвечает в реальном времени – «Как обстоят дела в компании на самом деле?». Также система обеспечивает руководителя, принимающего решения по управлению компанией, необходимой аналитикой для принятия правильного и своевременного решения. Современная компьютерная система позволяет моделировать последствия принятия решений, а также значительно снижает трудоемкость регламентированного учета и отчетности в контролирующие органы.
На российском рынке информационных технологий в настоящее время функционирует много отечественных компаний мирового уровня. Но вряд ли какая – либо из них может сравниться по степени узнаваемости бренда с Московской компанией «1С», хорошо известной по программным продуктам, позволяющим автоматизировать процессы управления и анализа текущей деятельности предприятия по различным направлениям. Многие организации успешно используют разработки «1С» для ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета, регулирования движения материальных ценностей, расчета заработной платы, учета кадров и др.
По статистике самой фирмы, ее продукты применяют более 700 тыс. пользователей в России. Немало пользователей в Казахстане и Украине. Даже в Канаде имеются предприятия, которые используют разработки «1С». Главная особенность политики компании состоит в том, что распространением и внедрением ее продуктов может заниматься только официальный партнер, который может обеспечить необходимое качество услуг. Чтобы получить соответствующий сертификат, специалисты компании-партнера должны сдать непосредственно в компании «1С» экзамены, в ходе которых должны подтвердить свою квалификацию [1].
Пензенская компания ООО «Учет» – структурное подразделение АПО «Пензагротехсервис». Организация является официальным партнером «1С» уже несколько лет. Основным видом ее деятельности является оказание услуг по проектированию и внедрению систем автоматизации учета на предприятиях АПК. ООО «Учет» явилось первой Пензенской компанией, чьи специалисты аттестованы фирмой 1С по технологии «1С: Специалист», подтвердив свое официальное право заниматься внедрением разработки «1С» в секторе систем автоматизации и учета «1С: Предприятие 8.0».
Статус официального партнера «1С» позволяет ООО «Учет» пользоваться методической поддержкой компании, получать по Интернету оперативные обновления продуктов. Ведь фактор времени имеет особую ценность. Особенно в первом квартале года, когда одновременно вступают в силу различные изменения в законодательстве, изменяются формы отчетности, однако сроки подготовки документов остаются прежними.
Стратегической целью ООО «Учёт» является обеспечение такого уровня качества разрабатываемых систем автоматизации, который бы позволил занять и удерживать лидирующую позицию в Пензенской области в сфере внедрения систем автоматизации для среднего и малого бизнеса. Однако для этого требуется систематически повышать квалификацию персонала, заниматься поиском новых квалифицированных работников, проводить работы по приближению своих услуг к клиенту, «захватить» один из крупных сегментов хозяйствования. В настоящее время для организации таким сегментом является сельскохозяйственное производство и переработка. Любому хозяйственнику, а тем более собственнику, необходимо иметь инструмент управления своим бизнесом. Основой такого инструментария является учетная система, которая может дать ответ на три вопроса: в каком состоянии находится бизнес сейчас, каким он был раньше и каково его будущее. Ведь постановка строгого и «прозрачного для руководителя учета в организации является первым и необходимым шагом в построении эффективной системы управления бизнесом. Прежде чем управлять ресурсами, перераспределять их, привлекать другие ресурсы и т.п., руководителю всегда необходимо точно и оперативно знать текущее состояние дел, а затем переходить к решению других управленческих вопросов.
Уже несколько лет ООО «Учет» внедряет подобные инструменты управления бизнесом на базе российского продукта «1С:Предприятие 7.7» и «1С:Предприятие 8.х»: типовые решения, а также системы учета собственной разработки.
Процесс внедрения системы является одним из главных этапов в распространении продукта. Как правило, он начинается с постановки задачи. Если на этом этапе цели будут определены неверно, то и все последующие решения окажутся сомнительными. Поэтому специалисты предприятия помогают заказчику в составлении технического задания, после чего проводят технико-экономическое обоснование и составляют бюджет. Затем выбирается вариант типовой системы автоматизации учета и управления, производится ее модификация под специфические требования заказчика. Только после этого идет установка программного обеспечения и начинается собственно процесс внедрения системы, в которую вводятся реальные показатели, анализ которых должен быть получен в установленные сроки, в соответствии с требованиями регламентов. Вначале работа проводится силами специалистов по внедрению, а затем функции передаются специалистам предприятий.
Как правило, в момент внедрения новой системы нагрузка на сотрудников заказчика возрастает, так как параллельно продолжает действовать и прежняя система учета, и вводится новая. Психологически персонал, который еще не знает всех преимуществ новой программы, относится к ней скептически, с недоверием. Сложилось мнение, что любые изменения, проводимые в организации, должны приводить к реструктуризации производства и сокращению штата. Однако специалистам фирмы удается переломить негативное настроение сотрудников. Так как введение системы компьютерного учета ставит своей главной целью не высвобождение персонала, а оперативное решение большего круга задач, решение которых может потребовать дополнительного привлечения специалистов. Кроме того, параллельно с процессом внедрения ведется и обучение персонала. Если пользователи клиента не имеют опыта работы с программами 1С или компьютером, то они могут пройти обучение в учебном центре. ООО имеет лицензию Министерства образования по Пензенской области на осуществление образовательной деятельности, что позволяет выдавать слушателям документы о повышении квалификации государственного образца.
С целью получения информации об освоении курса проводится аттестация пользователей по системе 1С «Профессионал». Подготовка к экзамену проводится по специальным методическим материалам, в ходе которых необходимо изучить более 1000 вопросов. Все вопросы построены таким образом, что в процессе подготовки к экзамену специалист изучает типовое решение по нужному профилю – «Торговля», «Бухгалтерия» или др. Беспристрастный компьютер определяет, насколько глубоко претендент на сертификат разбирается в тонкостях «1С: Предприятия». Сертификат, выдаваемый фирмой, подтверждает глубокие знания его обладателя типовых конфигураций «1С: Предприятие» 7.7. Он дает руководителю уверенность в квалификации своих подчиненных и соискателей вакансий, а специалисту – независимую объективную оценку знаний и возможность карьерного роста.
Специалисты, прошедшие аттестацию, имеют хорошее представление о продукте и понимают, каким образом работает программа, где и какие данные хранятся, как они взаимосвязаны между собой. Такие сотрудники могут проанализировать любую информацию, что очень важно для экономистов и управленческого персонала.
Даже после завершения внедрения и сертификации, специалисты фирмы продолжают сотрудничать со своими клиентами. Периодическое обновление платформы, конфигураций и отчетностей оказывается в рамках договора сопровождения. Кроме того, клиенты фирмы могут пользоваться горячей линией консультаций по телефону и электронной почте. Следует также отметить, что все обновления зарегистрированным пользователям «1С: Предприятие» предоставляются бесплатно [2].
ООО «Учет» имеет ряд успешных внедрений сложных систем автоматизации в Пензе и Пензенской области. Внедрена система учета в ОАО «Пензспиртпром», агрофирме «Ломовская», Сердобском машиностроительном заводе. Уровень работы данного структурного подразделения высоко оценили крупнейшие предприятия АПК за пределами региона. Высокое качество и оперативность обслуживания, оптимальные цены, система скидок делают объединение наиболее привлекательным для клиентов, а осуществляемые им преобразования позволяют сократить время и повысить качество принимаемых решений.
Одно из первых предприятий, на котором было внедрено программное обеспечение фирмы − АПО «ПензАГРОТЕХсервис». Созданное в 1995 году как Общество с ограниченной ответственностью “Орион-95″ с основной задачей − снабжение сельхозтоваропроизводителей через посредников запасными частями к технике, в настоящее время это крупное агропромышленное объединение. С самого начала своей деятельности стратегия объединения направлена на то, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов. Осуществляется бесплатная доставка запасных частей до потребителя, заключаются договоры на техническое обслуживание сложной техники в районах.
В связи с расширением номенклатуры товаров и ежегодно увеличивающимся количеством потенциальных клиентов АПО было принято решение автоматизировать учет всех производственных процессов. Ответственными за информационное обеспечение и явились сотрудники ООО «Учет».
В настоящее время единая компьютерная система поддерживает маркетинговую базу знаний, с которой практически любой сотрудник организации может дать быстрый и точный ответ на вопрос клиента. База знаний является основой интеллектуального обеспечения компьютерных экспертных систем и представляет собой совокупность программных средств и включает различные базы данных. Например, для контроля гарантийных сроков, анализа реализации технических средств, прогноза реализации сервиса и запасных частей в организации существует база данных о количестве реализованной техники и запасных частей с разбивкой по моделям, модификациям. База данных о покупателях и заказчиках с разбивкой по группам клиентов служит для анализа и прогноза потребностей потребителей, рекламных мероприятий. База данных технической информации включает компьютерную библиотеку инструкций по ремонту, каталогов запасных частей с указанием стоимости и т.п. База данных состояния товарных запасов и размещения на складах показывает имеющиеся в наличии, свободные, включенные в заказ и отправленные изделия. Для анализа спроса и периодической проверки прогнозов для управления запасами используется база данных активности спроса на товары. Кроме того, существуют и другие базы данных, которые позволяют объективно оценить состояние производственных процессов в организации, а также произвести индивидуальную оценку труда менеджера по продажам. Сводные таблицы «Оценка труда менеджеров: реализация», «подбор новых клиентов», «увеличение объемов закупок» позволяют проанализировать количество привлеченных клиентов, сумму сделанных покупок, размер полученной прибыли за любой период деятельности. Чаще всего за год или квартал. Положительный результат является основой премирования одних сотрудников и мотивацией для других [3].
Таким образом, необходимость централизованного использования баз данных обеспечивает большую эффективность и большую точность в выполнении всей совокупности логистических функций, поскольку персонал, использующий специальную информацию, будет лучше обучен и получит большие возможности для оптимального управления системой в целом. Необходимость использования баз данных в оперативной деятельности обусловлена доступностью в качестве справочных материалов при планировании и заключении сделок и, в некоторых случаях, с большей точностью, поскольку они будут поддерживаться персоналом, хорошо знакомым с данными и фактами предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что основной целью внедрения автоматизированной системы является снижение трудоемкости регламентированного учета, а это позволит многим предприятиям выйти на более высокий уровень управления, что крайне актуально в настоящее время. Оперативность и расширенный анализ предоставят возможность принимать решения из первых рук. Табличные варианты сравнений позволят анализировать текущее состояние дел, производить оценку показателей в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, определять перспективные направления в будущем. Поэтому внедрение автоматизированной системы не только коренным образом изменит систему управления организаций, стиль работы, но и обеспечит большую мобильность и эффективность деятельности.
Библиографический список
- Палаткин, И.В. Информационно-консультационное обслуживание институциональных преобразований АПК региона. (Опыт и проблемы) / И. В. Палаткин – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003.
- Тарасова, Т.В. Бизнес требует автоматизации / Т.В. Тарасова // Достижения науки и техники АПК. – 2006. – № 8.
- Официальный сайт АПО Пензагротехсервис. URL: http://penzagroteh.ru/index.php (дата обращения: 02.11.2014).