ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рябова Лора Валентиновна1, Выприцкая Елена Юрьевна2
1Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве
2Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент

Аннотация
В статье обосновывается необходимость и рассматриваются особенности формирования туристского кластера в Волгоградской области. Приводятся практические рекомендации по развитию туристского регионального кластера.

Ключевые слова: Волгоградская область, развитие, региональная экономика, туризм, туристическая отрасль, туристский кластер


THE FORMATION OF A TOURISM CLUSTER (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD REGION)

Ryabova Lora Valentinovna1, Vypritskaya Elena Yur'evna2
1Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, PhD in Economics, associate professor of economic and project management in the construction
2Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student

Abstract
The article substantiates the necessity and discusses the peculiarities of the formation of the tourist cluster in the Volgograd region. Provides practical recommendations for the development of regional tourism cluster.

Keywords: development, regional economy, tourism, tourism cluster, tourism industry, Volgograd region


Библиографическая ссылка на статью:
Рябова Л.В., Выприцкая Е.Ю. Формирование туристского кластера (на примере Волгоградской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6232 (дата обращения: 25.04.2024).

Современный туризм выступает одной из важнейших отраслей в рыночной экономике, во многом обеспечивая формирование валового внутреннего продукта страны, организацию рабочих мест и т. д. Вместе с тем, туризм позволяет непосредственно знакомиться с культурой других регионов, стран, повышать кругозор, удовлетворять любознательность человека, обогащать его духовно. Общение представителей различных регионов (стран) воздействует не только на самих путешественников, но и оказывает влияние на развитие культуры территорий, которые они представляют. Эксперты отмечают, что в последние годы туристская отрасль динамично развивается в нашей стране, даже несмотря на падение покупательной способности и доверия населения к этому бизнесу в результате серии банкротств крупных туристических компаний в 2014 году. Однако в Волгоградской области возможности туристской отрасли используются недостаточно. К основным проблемам, замедляющим развитие туристской сферы г. Волгограда можно отнести следующее:

– недостаток бюджетных средств и привлекаемых инвестиций для развития туризма, неблагоприятный инвестиционный климат в туристской сфере;

– «изношенность» некоторых памятников, музеев, архитектурных достопримечательностей;

– низкий уровень развития организаций культуры, отдыха и развлечений; недостаточная обустроенность парков, аттракционов, смотровых площадок, мест пляжного отдыха; нехватка рекреационно-оздоровительных учреждений;

– неразвитость сферы услуг и инфраструктуры туризма, в том числе гостиничного и ресторанного бизнеса, мест прибытия, внутригородского транспортного обслуживания и др.;

– ограниченное количество проводимых в Волгограде крупных культурных, торгово-промышленных, спортивных и иных форумов, способствующих активизации туристских потоков;

– недостаточно эффективная рекламно-информационная деятельность, создающая имидж г. Волгограда как центра туризма [1, с. 62-63].

В связи с этим необходимо существенное совершенствование туристской отрасли в Волгоградской области, применение новых инструментов для ее развития. Одним из таких решений может стать создание туристского регионального кластера. Изучение мирового опыта создания кластеров показало, что единый подход к их формированию отсутствует. Так, американская теория кластеров и кластерная политика в большей степени ориентированы на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большое внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой таких концепций, как национальные, региональные, инновационные системы, экономика обучения для регионов и др. [2, с. 106].

Под туристским кластером понимается совокупность взаимосвязанных организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [3, с. 167]. Ведущую роль в таком кластере играют крупные туристические компании, экспортирующие свои услуги за пределы региона, страны. На другом уровне представлены разнообразные туристические агентства, а также многочисленные организации по размещению, транспортировке туристов, питанию, предоставлению сопутствующих услуг и производству товаров туристического спроса. Функционирование данных организаций возможно при правильной организации всей туристской отрасли и создании благоприятного климата, в пределах которого формируются необходимые для этого трудовые ресурсы, технологии, а также действуют различные стимулы, например, налоговые льготы, административные преференции и т. д.

В процессе формирования туристского кластера взаимосвязанные организации дополняют друг друга, кооперируются с целью создания отношений взаимного доверия, обмена идеями, информацией. Высокая степень доверия позволяет снизить стоимость операций, осуществляемых между партнерами. Для развития туристских кластеров необходимо использовать потенциальные преимущества конкретного региона, в том числе природно-исторические.

Одна из особенностей российского государства – это наличие огромной территории. Волгоградская область не является исключением. Причем площадь охотничьих угодий региона составляет 83 % всей территории области (более 9 млн. га). В настоящее время действуют семь государственных охотничьих заказников областного значения общей площадью 196 тыс. га [4]. В связи с этим перспективным является развитие активного туризма, предполагающего спортивную рыбалку, любительскую охоту и т. п. Для реализации существующего природного преимущества региона важно создать удобную и доступную туристическую инфраструктуру.

Также в Волгоградской области сосредоточены исторические достопримечательности, представляющие интерес во всем мире, в том числе мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», Военно-историческая реконструкция, посвященная началу контрнаступления Советских войск под Сталинградом и т. д. Важно поддерживать памятники и другие исторические объекты в хорошем состоянии, обеспечивать вокруг них необходимую современную инфраструктуру.

В рамках развития туристского кластера в Волгоградской области целесообразно составить перечень конкретных услуг, которые могут быть включены в туристическую программу региона. В современных условиях большой интерес представляют лечебно-оздоровительные услуги. Наш регион обладает высоким потенциалом в этой сфере. Так, лечебные свойства грязи о. Эльтон превосходят грязь Мертвого моря; широко представлены лечебные минеральные и сероводородные источники на территории Волгоградской области и т. д. Однако для совершенствования туристской отрасли важно не только создавать красивые туристические каталоги, но и разрабатывать реальные программы, привлекать инвестиции [5, с. 138-139].

Своеобразным импульсом развития туристского кластера способно стать размещение фотографий региональных памятных и уникальных мест на билбордах для привлечения внимания туристов. Наряду с этим на рекламных щитах полезно размещать изображения природных парков, заповедников, водоемов, здравниц и других мест отдыха, которые могут посетить гости города. Это поможет туристской отрасли получить дополнительные инвестиции, а также повысить интерес к нашему региону и увеличить турпоток.

Таким образом, Волгоградская область обладает хорошим природно-историческим потенциалом, способным стать катализатором развития туристского регионального кластера, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на региональную экономику и вызовет оживление смежных отраслей с туристическим бизнесом.


Библиографический список
  1. Соколова С.А. Методические подходы к оценке потенциала инновационного развития территорий современных пригородных зон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. с. 57-63.
  2. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. № 5. с.105-108.
  3. Полянских Е.А. Развитие туристической отрасли на основе кластерного подхода // Экономика и менеджмент: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. с. 166-170.
  4. Россия в цифрах, 2014: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 22.10.2014).
  5. Соколова С.А. К вопросу о стратегическом управлении инновационным развитием предприятий стройиндустрии // Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: материалы Ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: в 3-х частях. 2008. с. 137-139.


Все статьи автора «Елена»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: