УДК 334

КРАУДФАНДИНГ: МОДЕЛИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Ильенков Дмитрий Аркадьевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Статья раскрывает основные способы вознаграждения спонсоров краудфандинговых проектов, их основные преимущества и недостатки, а также примеры практического применения в России и мире.

Ключевые слова: инвестиции, краудинвестинг, Краудфандинг, менеджмент, микрозаймы, проекты


CROWDFUNDING: BACKERS' REWARD MODELS

Ilyenkov Dmitry Arkadevich
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article covers main crowdfunding sponsors’ motivation modes, their strong and weak points and implementation in Russia and worldwide.

Keywords: crowdfunding, crowdinvesting, crowdlending, investments


Библиографическая ссылка на статью:
Ильенков Д.А. Краудфандинг: модели вознаграждения участников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6144 (дата обращения: 30.09.2017).

Введение

Краудфандинг – практика финансирования проекта путем сбора небольших объемов денежных средств с большого количества участников, как правило, через интернет [1]. Сама концепция краудфандинга уходит корнями в далёкое прошлое – Статуя Свободы в США  и Храм Христа Спасителя в России были построены именно за счет многочисленных небольших пожертвований простых неравнодушных граждан, но распространение интернета позволило масштабировать кампании по сбору средств и снизить влияние географической аллокации проекта. Сегодня краудфандинг уже является основным источником финансирования тысяч проектов по всему миру, а краудфандинговые платформы становятся серьезной альтернативой традиционным рынкам капитала.

Существует множество примеров, когда через механизм краудфандинга собирались очень впечатляющие суммы [3]:

  • Проект по созданию совместимых с Iphone и Androide часов Pebble собрал более 10 266 845 долларов от почти 70 000 бэккеров[1].
  • Проект создания приключенческой игры Double Fine Adventure собрал 3,336,371 долларов от более чем 70 000 бэккеров.
  • Проект создания игровой консоли Ouya собрал 8,596,474 долларов от 63 000 бэккеров.

Тем, не менее, основную массу проектов, использующих краудфандинг как источник финансированая, составляют проекты до 100 000 долларов. Всего 82 проекта из 72033 успешных[2] собрали на Kickstater [2]более 1000000 долларов.

Краудфандинговые платформы предоставляют всю требуемую инфраструктуру для размещения проектов, а социальные сети, блоги и позволяют привлечь внимание потенциальных беккеров. Тем не менее, далеко не все проекты набирают требуемую для реализации сумму. В этой связи большой практический интерес представляет мотивация беккеров. Вопросы влияния различных факторов на принятие решения, жертвовать ли средства проекту, подробно рассматриваются в англоязычной литературе [5,8].

Нет сомнений, что по мере развития краудфандинга в России и накопления массива информации, и отечественные ученые обратят внимание на это явление, представляющее как практический, так и научный интерес. В настоящей статье я хочу осветить один из основных аспектов краудфандинга – вознаграждение беккеров.

Модели вознаграждения беккеров

По мере развития краудфандинга, сформировались несколько основных моделей вознаграждения бэккеров:

  • Благотворительность (donation)
  • Награда (reward)
  • Краудинвестинг (crowdinvesting)

 

В данной статье мы подробнее рассмотрим перечисленные типы вознаграждений, их основные преимущества и недостатки, а также рассмотрим применения этих моделей на практике в разных странах.

Благотворительность

Как и предполагает название, при этой модели пожертвования как правило являются добровольными актами, сделанными на основе альтруизма и без всяких обязательств для получателя. Это не означает, что награда невозможна. Краудфандинговые платформы, работающие в том числе по этой схеме, оставляют вопрос вознаграждения на усмотрение организаторов проекта. В таком случае награда является формой проявления благодарности бэккеру.

Наибольшее распространение эта модель приобрела в социальных, политических и медицинских проектах. Классический пример – сбор средств на лечение или на поддержку благотворительной организации.

Необходимо отметить, что данная модель в чистом виде всё же встречается не так часто. Как правило, спонсирование без вознаграждения предусмотрено во всех проектах для малых пожертвований. При этом благотворительные проекты стремятся каким-то образом отблагодарить спонсоров, предлагая пусть несущественные, но памятные подарки.

Основной мотивацией для спонсоров благотворительных проектов является не получение вознаграждения, а поддержка близких по духу инициатив.

Нефинансовое вознаграждение

Нефинансовое вознаграждение, или награда (англ. – reward) – это самая распространенная на сегодняшний день модель вознаграждения. Она прекрасно зарекомендовала себя как эффективный инструмент сбора средств на любые проекты, начиная от креативных и заканчивая сложными технологическими продуктами. Главной особенностью этой модели является получение спонсорами в ответ на свою поддержку нефинансового вознаграждения – награды. Вознаграждение является своего рода стимулом, вызывающим интерес спонсоров и побуждающим их поддерживать авторские идеи. Размер награды зависит от объема перечисленных средств.

Краудфандинговые платформы в качестве вознаграждения рекомендуют предлагать продукт проекта. Например, если цель проекта – запись нового музыкального альбома, вознаграждением может стать подарочное издание альбома с подписью исполнителей.

Вознаграждение необязательно должно быть материальным объектом. Приведём примеры нематериальных вознаграждений, замеченных нами на российских краудфандинговых платформах:

  • Проведение фотосессии
  • Участие в съемках фильма.
  • Посещение съемочной площадки.
  • Ужин с авторами проекта.

Награждение – самая распространенная модель краудфандинга в России [4]

Краудинвестинг

Краудинвестинг – менее популярная, но очень многообещающая и критически важная для мировой экономики модель участия бэккеров в краудфандинговых проектах. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие финансового вознаграждения

Как показало исследование, проведенное EarlyIQ, Crowdfund Professional Association и Crowdfund Capital Advisors в США, около 58% граждан страны с годовым доходом более $25 000, готовы готовы поддерживать два-три стартапа ежегодно, инвестируя около $2000 в каждый. Среди американцев, зарабатывающих в год более $75 000, доля потенциальных краудинвесторов еще выше -  68% [7].

Принципиальным ограничением краудинвестинга является необходимость существования законодательной базы, устанавливающей правила привлечения капитала, ответственность сторон, и, главное, снимающей все существующие законодательные барьеры. В настоящее время краудинвестинг получил широкое распространение в ряде стран, в том числе в США и Соединенном Королевстве.

Краудинвестинг делится на два основных направления:

  • привлечение долгового капитала
  • привлечение акционерного капитала

Привлечение долгового капитала (Lending & Debt)

При выборе данной модели краудфандинговая платформа фактически выступает в роли брокера, авторы проекта – в роли заемщиков, а спонсоры – кредитором. Данную модель также часто называют “peer to peer”, что переводится как на равных, этот термин часто используется для дефиниции одноранговых систем.

В России данная модель развития, к сожалению, была сильно дискредитирована большим количеством откровенных афер, действующих по всей стране по принципу финансовых пирамид и прикрывающихся концепцией микрозаймов.

Социальное кредитование – разновидность описанной выше модели. Особенностью являются номинальные проценты по кредиту или их полное отсутствие. Такая модель эффективно применяется для финансирования социального предпринимательства, в первую очередь, в странах третьего мира. Невысокие проценты делают финансирование доступным для самых широких слоев общества и, таким образом, стимулируют предпринимательскую инициативу в беднейших странах мира. С другой стороны, малый размер займа приводит к снижению порога потерь и делает схему привлекательной для широкого круга инвесторов – частных лиц.

Привлечение акционерного капитала (Equity based croudfunding)

Инвестор получает долю в компанию и, следовательно, право голоса и право на получение дивидендов, когда компания начнет приносить прибыль. С другой стороны, инвестор разделяет с компанией и все риски. Если компания будет терпеть убытки, инвестор может потерять все вложенные средства.

Даже на таком развитом рынке, как американский, эта модель краудфандинга подходит далеко не всем. Во многом по этой причине equity based crowdfunding требует особого законодательного регулирования, причем специальные требования могут предъявляться не только к объектам инвестиций, но и к самим инвесторам.

Важным преимуществом equity based crowdfunding перед моделью reward является фиксация прав беккеров на проект – проблема, ставшая актуальной после нескольким нашумевших поглощений проектов, собравших первоначальный капитал за счет пожертвований частных лиц, крупными компаниями [6].

Несмотря на законодательные и естественные ограничения, именно equity based crowdfunding может стать революцией на рынке капитала, открыв среднему классу тысячи объектов для инвестиций, а тысячам компаний по всему миру открыв доступ к миллионам инвесторов.

Заключение

Описанные в статье модели вознаграждения бэккеров охватывают основные мотивы, которые могут двигать людьми при финансировании проектов:

  • Благотворительность – желание изменить мир к лучшему
  • Награда – стремление поддержать близкий по духу проект и получить подарок
  • Привлечение долгового капитала – желание заработать при минимальном вовлечении в проект.
  • Привлечение акционерного капитала – желание вложиться в перспективный проект с целью роста первоначальных инвестиций.

Разумеется, каждый человек, поддержавший краудфандинговый проект, имеет свою собственную мотивацию, и дело может быть совсем не в вознаграждении. Но столь же верное утверждение, что наличие различных схем мотивации беккеров делает краудфандинг привлекательным для более широкого круга лиц и открывает возможности реализации как тысячам проектов, так и миллионам людей по всему миру.

В нашей стране краудфандинг, несмотря на определенные ментальные и законодательные барьеры, развивается достаточно активно. Существуют как крупные, так и нишевые краудфандинговые платформы, есть собственные истории успеха. Принимая во внимание сложности с рынком кредитования и акционерного капитала, а также низкую предпринимательскую активность граждан, хочется верить, что развитие краудфандинга сможет дать дополнительные возможности малому бизнесу и социальным инициативам.


[1] Бэккеры (англ. – backer) – лицо, поддержавшее краудфандинговый проект, т.е. передавшее на его реализацию денежные средства. Также в контексте краудфандинга используются термины «донор» и «спонсор».

[2] Под успешным понимается проект собравший объем финансирования не меньше минимальной заявленной инициаторами проекта суммы.


Библиографический список
  1. Crowdfunding. URL: http://www.investopedia.com/terms/c/crowdfunding.asp
  2. Краудфандинговая платформа Kickstater. URL: https://www.kickstarter.com
  3. 13. The year in Kickstater. URL: https://www.kickstarter.com/year/2013/
  4. Как краудфандинг работает в России. URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/25208381/skinutsya-na-startap
  5. Mollick, Ethan R., The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study (June 26, 2013). Journal of Business Venturing, Volume 29, Issue 1, January 2014
  6. $2B Facebook Acquisition Raises Question: Is Equity Crowdfunding Better? URL: http://www.forbes.com/sites/chancebarnett/2014/05/01/2-billion-facebook-acquisition-raises-question-is-equity-crowdfunding-better/
  7. Crowdfund IQ Benchmark Study – Equity Crowdfunding Investor Research Report.  URL: http://www.slideshare.net/earlyiq/crowdfundiq-benchmark-study
  8. Kuppuswamy, Venkat and Bayus, Barry L., Crowdfunding Creative Ideas: The Dynamics of Project Backers in Kickstarter (January 29, 2014). UNC Kenan-Flagler Research Paper No. 2013-15.


Все статьи автора «IlyenkovDmitry»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: