Современный мировой, как и российский рынки мебели развивается довольно динамично. За последние 10-15 лет он претерпел определенные качественные изменения. Сближение национальных рынков, все более сильная интернационализация мебельного производства определяют на современном этапе существенные сдвиги как в динамике, так и в структуре международной торговли данным продуктом. [1, c. 68]
Величину мирового рынка мебели по одним исследованиям можно оценить в 230 миллиардов евро в ценах производителей, другие источники, такие как Центр промышленных исследований CSIL Milano утверждает, что объёмы мирового производства мебели за 2009 год оцениваются в 376 млрд. долл. в текущих ценах. [2, с. 19-20] Данные CSIL, говорят о том, что Россия вышла на 15 место в рейтинге мировых производителей мебели, а по емкости рынка заняла еще более высокую позицию – 11-ю (вверх на 5 позиций с 2002 года). В рейтинге мировых импортеров мебели наша страна занимает 9 место (в 2002 году только 15-е), в то же время как по объемам экспорта мы занимаем совершенно скромное 46 место. [3]
С 2002 по 2012 гг. по экспертным оценкам стоимостные объемы международной торговли мебельной продукцией выросли более чем в 2 раза. Также экспертами обнаружено, что спрос развивается в новых направлениях. Основными критериями потребительских предпочтений в настоящее время являются функциональность, эргономичность и экологическая безопасность мебели. Все более заметен больший «поворот» рынка лицом к потребителю, что достигается с помощью применения в отрасли передового (инновационного) дизайна. [1, c. 69]
По данным отдела департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 фирм различных форм собственности с численностью перссонала в размере около 160 тыс. человек. Основными производителями мебели в РФ являются «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Возросла доля малых организаций в общем объеме производства, и за четыре года она выросла почти в два раза. [4]
«Мебельная промышленность является подотраслью деревообрабатывающей промышленности, в состав которой входит также лесопильное, плиточное и фанерное производство, представленных на рынке России значительным количеством предприятий различных организационно-правовых форм и размеров». [5]
Мебельная отрасль имеет долю в размере чуть более 10% от всей продукции лесопромышленного комплекса. На рынке существуют 2820 производственных предприятий и организаций, из них 536 крупных и средних. Количество занятых в отрасли составляет 116,4 тыс. человек, из них 20% – специалисты и 80% – производственные работники [2].
Обычно, весь ассортимент продаваемой на рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, специальная и офисная мебель. [2]
«На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота промышленной мебельной отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни. Мебель для прихожих оценивается как 3-4% товарооборота рынка. Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д. Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и «стенок». Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: «стенки» становятся более разнообразными и демократичными. В последние годы быстрыми темпами происходил рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 30-35% на данный момент». [2, с. 22-23]
Мировой кризис не прошел для российского мебельного рынка бесследно. Он за 2009г. снизился аж на 23%. [6] Рано или поздно, так или иначе, после стадии спада начинается стадия роста. «По оценке Департамента консалтинга РБК, темпы прироста потребления мебели, выраженные в количественном выражении, составили в 2010г. около 7-8 %, а в денежном – порядка 20-22 %. Однако существенный прирост потребления в денежном выражении будет достигнут, преимущественно, за счет увеличения розничных цен на бытовую мебель». [6, с. 243]
Очевидно, что для дальнейшего повышения конкурентоспособности нашим предприятиям надо повышать свою эффективность и расширять рынок сбыта в зарубежных странах. Сейчас в экономической науки существует «недостаточная разработанность проблемы содержания анализа финансово-хозяйственной деятельности» [7;8]
В конце 80-х гг. в развитых странах мира из-за глобализации впервые начались происходить жесткие изменения, выраженные в ужесточении международной конкуренции и быстрому обновлению технологии в результате развития научно-технического прогресса. Результатом изменений в мировой экономике стало значительное снижение эффективности прежних форм организации крупного предпринимательства. Ответной реакцией стало выстраивание долгосрочных и относительно устойчивых взаимоотношений с деловыми партнерами и зачастую создание определенных альянсов. [9]
Данные альянсы по другому можно назвать кластерами Цель такой объединенной структуры – это оптимизация деятельности организаций, заключающегося в том, что весь процесс цепочек поставок сырья и материалов и реализации готовой продукции работал безотказно (полный цикл). Кроме этого создание точной информационной базы стратегического центра принятия решений на различные периоды. Кластер позволяет взаимодействовать многочисленным предприятиям (как малым так и крупным), действующим на рассматриваемом рынке, при формировании товарной политики, согласовании действий при выполнении своих стратегических планов. [10]
Для разработки и внедрения эффективных стратегий объединенного мебельного производства (кластера) необходима реорганизация внутренних бизнес-процессов заключающаяся в большем сотрудничестве на взаимовыгодных условиях, чем это было в ситуации традиционных процессов. Сложные информационно-аналитеческие системы должны быть интегрированными по всем организациям, а также группировать информацию от деловых партеров, клиентов, поставщиков и своевременно распределять данную ценную информацию по всем организациям входящим в кластер. [10]
Кроме вышеописанного конкретному предприятию надо повышать свои экономическую деятельность. Новая системная группа показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий производящих мебель, построена группой талантливых ученых (Безрукова Т.Л., Шанин И.И. и др.) на основании различных принципов. [7;11;12;13]
Она должна включать в себя следующие показатели [7, с. 108]:
1) «обобщающие показатели эффективности экономической деятельности;
2) показатели эффективности использования труда (персонала);
3) показатели эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;
4) показатели эффективности использования финансовых средств, таких как
оборотные средства и инвестиции».
Каждая из этих групп показателей включает определенное количество конкретных (абсолютных или относительных), которые характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов. Расчеты общей эффективности необходимо проводить в процессе планирования хозяйства для характеристики эффекта, который должен быть получен в результате выделяемых при рассмотрении плана капитальных вложений, а также для оценки фактической экономической эффективности уже выполненных затрат, т.е. по мнению авторов методики необходимо рассчитать сравнительную экономическую эффективность затрат и не только. [7]
В развитии мебельного отрасли важную роль может сыграть и государство, ведь большинство компаний рассматриваемого сегмента – малые предприятия. Для их развития, мы не раз уже писали, что надо создание комплекс мер поддержки. Они подробно изложены в наших работах (не будем повторяться) [14;15] и в работах известного ученого К. Курпаяниди [16;17] В стратегическом плане развитии всей мебельной отрасли страны не надо забывать, и про средний бизнес, который фактически почти полностью отсутствует в российской экономике как класс. [18;19] Это огромный ресурс будущей инновационной экономики страны. [20;21] Как он будет использован это уже другой дискуссионный вопрос.
Библиографический список
- Кривокоченко Л.В. Мировой рынок мебели и позиции на нем России в свете присоединения к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, 2012 № 8 С. 68-78
- Мосиенко О.А. Мониторинг состояния и развития мебельного производства // Современная экономика: проблемы, тенденции и перспективы, 2011 № 4 С. 19-25
- Дуванова А.Е. Перспективы выхода мебельных предприятий на внешние рынки (на примере «ОАО Графское») // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, 2014 Т. 2 № 3-3 С. 50-52
- Безрукова Т.Л., Петров П.А. Мебельная промышленность современной России: состояние, тенденции и перспективы развития // Корпоративное управление и инновационное развитие севера, 2012 № 2
- Прядкин В.И., Бычков Д.В., Митьков В.Н. Особенности организации транспортного обслуживания мебельных предприятий // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, 2014 Т. 2 № 3-1 С. 254-258
- Яковлева Е.А, Мамонтов В.Д. Совершенствование системы оперативного бизнес-планирования как инструмент развития предприятий мебельной промышленности // Социально-экономические явления и процессы, 2011 № 10 С. 243-245
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Формирование и основные элементы механизма повышения эффективности экономической деятельности предприятий мебельной промышленности // Лесотехнический журнал, 2012 № 1 С. 107-122
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право, 2013 № 1
- Сухоруков А.В. Формирование сетевых структур как форм содействия инновационному развитию мебельной промышленности // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2013 № 4 С. 115-123
- Данилов А.Д., Петровский В.С., Афоничев Д.Н. Создание объединенного производства в рамках региональных мебельных кластеров // Лесотехнический журнал, 2013 № 3 С. 182-188
- Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия // Современные исследования социальных проблем, 2012 № 4
- Шанин И.И. Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия // Экономика, предпринимательство и право, 2012 № 3 С. 11-28
- Безрукова Т.Л., Шанин И.И. Обеспечение инвестиций в инновационную деятельность мебельных предприятий // Лесотехнический журнал, 2013 № 1 С. 188-195
- Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России // Вестник Инжэкона, 2009 № 2 С. 418-421
- Гурьянов П.А. Проблемы становления малого бизнеса и государства // Современные аспекты экономики, 2011 № 2 С. 15-20
- Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011 № 5 С. 97-99
- Курпаяниди К.И. К вопросу формирования конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Прроблемы экономики, 2012 № 1 С. 62-65
- Гурьянов П.А. Средний бизнес в России // Московское научное обозрение, 2012 № 3 С. 15-17
- Gurianov P.А. Small Business inRussian Federation: State, Potential, Threads, Barriers and Medium-Term Development Perspectives // World Applied Sciences Journal 2014 Т. 30 № 9 С. 1166-1169
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012 № 32 С. 41-47
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Основные показатели системы управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Вопросы инновационной экономики, 2012 № 3.