Основным стимулом к сотрудничеству работодателей с вузами являются кадровые проблемы предприятий практически всех отраслей экономики. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей для более чем половины российских компаний (52 %) проблема нехватки квалифицированных кадров является основным препятствием на пути развития бизнес. Именно образовательные учреждения способны сегодня решить эту проблему. Однако успешно решать ее можно только в партнерстве с самими работодателями.
Ключевыми направлениями решения этих проблем являются, как показал анализ ситуации и в самой экономике, и внутри системы профессионального образования, следующие:
- совершенствование образовательной деятельности ВУЗа как основа для повышения качества подготовки специалистов, обладающих необходимыми работодателям профессиональными знаниями и навыками, широкими компетенциями;
- проведение вузами совместно с работодателями научных исследований и осуществление инновационных разработок включая формирование новых профессиональных стандартов, использование работодателями результатов завершенных вузами фундаментальных и прикладных научных исследований и инновационных разработок [1];
- расширение практики целевой подготовки и переподготовки кадров по заказам работодателей и с их частичным или полным финансированием;
- реализация вузами совместных с работодателями проектов социальной направленности, включая развитие практики именных стипендий студентам, финансирование центров профессиональной ориентации молодежи и центров карьеры, поддержка молодежных движений;
- совместное участие вузов и работодателей в целевых программах и международных проектах, особенно связанных с тестированием и сертификацией квалификации персонала [2].
Все эти направления взаимодействия вузов с работодателями в конечном счете направлены на формирование и развитие кадрового потенциала экономики, отвечающего современным требованиям работодателей.
Одним из основных направлений взаимодействия вузов и хозяйствующих субъектов выступает основной предмет деятельности всех учреждений профессионального образования – подготовка квалифицированных кадров.
Образовательная деятельность вузов является одной из сфер, где в наибольшей степени пересекаются интересы системы образования и работодателей. Работодатели заинтересованы в получении специалиста, максимально готового к выполнению трудовых функций на предприятии, обладающего соответствующими профессиональными знаниями и навыками, вузы также стремятся к тому, чтобы их выпускник соответствовал тем квалификационным требованиям, которые предъявляются сегодня на рынке труда. Консенсус интересов вузов и работодателей в этой сфере, определяющей результаты деятельности системы профессионального образования, является основной для появления самых разных моделей привлечения вузами средств работодателей.
В последние годы для профессионального образования наиболее актуальными являются задачи расширения доступности и улучшения качества образования, повышение его эффективности и адекватности запросам и требованиям современного рынка труда, соответствия образования социальным и экономическим потребностям страны и развитию личности. В сфере бизнеса формируются новые виды деятельности (логистика, аутсорсинг бизнес-процессов, различные виды новых услуг), резко возрастает потребность в кадрах, способных работать в постоянно изменяющихся производственно-технологических системах.
Как известно из научно-популярных источников Moodle – система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, представляет собой свободно распространяемое веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Один из программных модулей системы Moodle – модуль проведения тестирования, используемый для контроля знаний студентов.
Автором структурированы возможности системы Moodle [3], как пакета программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов по классификационным группам: интерактивность, дистанционное обучение, обеспечение индивидуального подхода к обучению [2].
1. Обеспечение интерактивности образовательного процесса.
1.1. Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками, обсуждения.
1.2. Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
1.3. Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический».
1.4. Богатый набор модулей-составляющих для курсов – Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).
1.5. Возможна настройка E-mail – рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей.
2. Дистанционное обучение.
2.1. Имеет простой и эффективный web-интерфейс.
2.2. Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий, т.д.).
2.3. Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.
3. Обеспечение индивидуального подхода к обучению.
3.1. Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
3.2. Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации.
3.3. Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
3.4. Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
3.5. Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).
На основе эмпирических исследований автором разработаны основные положения регламента проведения тестирования студентов высших учебных заведений в программе Moodle для обеспечения объективности результатов:
- при проведении тестирования необходимо закрывать доступ к сторонним Интернет-ресурсам, на которых студенты могут находить ответы на вопросы;
- необходимо установить запрет на использование мобильных средств связи в компьютерных классах, где проводится тестирование;
- целесообразно установить требование по количеству к банку вопросов по одной дисциплине, после насыщения которого можно будет в программном средстве Moodle сформировать тест по данной дисциплине.
Библиографический список
- Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100-103.
- Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики – 2011 – № 1 – с. 209-214.
- Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. – 108 с.
- Шматко А.Д., Герасименко А.А. Опыт организации тестирования экономических дисциплин в Северо-западном государственном заочном техническом университете // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 19-21 мая 2008 г. – Красноярск: СибГТУ, 2008. – 454 с. – 306 – 308.
- Шматко А.Д., Нещерет А.К. Анализ и синтез методов принятия решений в организациях на основе общей теории систем // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Выпуск 2. Межвузовский сборник научных трудов – СПб.: Изд-во ВАТТ, 2006 – 263 с. – с. 144 – 153.