УДК 339(075)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Старовойтова Наталья Петровна1, Стукач Виктор Федорович2
1Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга
2Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга

Аннотация
В статье рассматривается социально-экономическая сущность социального питания в регионе, институциональная структура системы распределение ресурсов продовольствия, предназначенного для социального питания. Предложены подходы к формированию обслуживающей инфраструктуры в системе агропродовольственного рынка; развитие отношений кооперации и сотрудничества между сельскими товаропроизводителями, торговыми сетями, агропарками в составе агропищевого кластера.

Ключевые слова: взаимодействие при создании системы социального питания, инфраструктура социального питания, концепция поддержки товаропроизводителей, развитие, регион, региональное развитие, экономика, эффективность


FORMATION OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN THE POWER SYSTEMS IE FOOD MARKET

Starovojtova Natalya Petrovna1, Stukach Victor Fedorovich2
1Omsk State Agrarian University im.P.A.Stolypina, Graduate student of the Department of Management and Marketing
2Omsk State Agrarian University im.P.A.Stolypina, Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Marketing

Abstract
The article deals with the socio- economic essence of social power in the region , the institutional structure of the distribution of food resources intended for social power . The approaches to the formation of serving infrastructures in the food market ; the development of relations of cooperation and collaboration between agricultural producers , retail chains , agroparks as part of agri-food cluster.

Keywords: development


Библиографическая ссылка на статью:
Старовойтова Н.П., Стукач В.Ф. Формирование инфраструктуры социального питания в системе агропродовольственного рынка // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5911 (дата обращения: 12.01.2018).

Вступление России в ВТО накладывает ограничения на механизмы и объемы господдержки АПК. При этом объем поддержки так называемой “янтарной корзины” ВТО, к которой относится значительная часть предоставляемых сейчас сельхозтоваропроизводителям субсидий, будет сокращаться. Появилась необходимость пересмотра структуры средств, прежде направляемых на прямую поддержку сельхозпроизводителей, в пользу мер так называемой “зеленой корзины” ВТО. По правилам ограничительные меры  обеспечивают  условия, при которых государство не будет напрямую оказывать воздействие на уровень производства и торговли сельхозпродукцией. И потому эти меры освобождены от обязательств по сокращению. Одной из таких мер является “внутренняя продовольственная помощь” (ВПП), предусмотренная пунктом 4 приложения II международного Соглашения по сельскому хозяйству и широко применяемая другими странами – членами ВТО. На основе ВПП и разработан проект концепции. С помощью механизмов ВПП посредством стимулирования потребительского спроса нуждающихся слоев населения можно  косвенно поддержать отечественных сельхозпроизводителей

В рамках «зеленой корзины» ВТО допускается господдержка местных сельхозпроизводителей, участвующих в организации здорового питания в детских садах, больницах, школах и социальных учреждениях. По условиям Всемирной торговой организации во главу угла ставится развитие рыночной конкуренции, и во всех иных случаях запрещается сдерживать поставку импортной продукции и оказывать прямую государственную поддержку отечественным производителям.

Под социальным питанием понимается организация питания отдельных групп населения за счет или с участием бюджетов различных уровней, осуществляется  путем бесплатного или  льготного предоставления питания в сети специализированных предприятий общественного питания с использованием пищевых продуктов установленного ассортимента в предприятиях торговли. На федеральном уровне одобрена Концепция мер поддержки отечественных производите­лей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО.

В Концепции заложена идея поэтапного расширения государственных гарантий (обязательств) в области внутренней продовольственной помощи населению, нуж­дающемуся в пищевых продуктах.  По ориентировочным расчетам число потребителей социального питания в России составляет около 32,5 млн чел. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено еще до 15 млн малоимущих граждан. Потенциальная емкость рынка социального питания и продовольственной помощи составляет 640 и 150 млрд руб. в год соответственно [1]. Для этого потребуется ресурсов до 20 % от объемов внутреннего потребления. Эти объемы могут обеспечить стабильный спрос на продукцию отечественного сельского хозяйства .Это позитивный процесс. . Наличие устойчивого спроса непосредственно на территории региона, делает его  более конкурентоспособным, на что указывал М. Портер[2].

В связи с большими объемами и особой спецификой решаемых задач Правительство РФ на основе механизмов внутренней продовольственной помощи «запустило» программу «пилотных» проектов, имеющих своей целью оценку эффективности мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Минсельхозом России принято решение о реализации в 2013-2015 годах «пилотных» проектов в пяти субъектах Российской Федерации. В  республиках Бурятия и Мордовия, Омской, Саратовской и Ульяновской областях реализуются «пилотные» проекты по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи. В Сибирском федеральном округе Омская область включена в число регионов, отобранных для реализации проекта.

В процессе реализации Проекта предполагается решение задач, связанных с апробацией различных мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции; проверкой механизмов, обеспечивающих продвижение и трансформацию пищевой продукции. При этом будет отслеживаться динамика развития производственной и товаропроводящей инфраструктуры[3]..

Учитывая негативные трансформации международных экономических связей, связанных с различного рода санкциями, представляется своевременным рассмотреть возможности скоординированного использования потенциала торговых сетей в системе обеспечения населения социальным питанием.

В последние годы получило развитие новое направление в формировании институциональной структуры торговли продовольствием в стране. Суть состоит в том, что изменилась архитектура всей системы продвижения товаров от их производителей до конечного потребителя, связанная с активным захватом потребительского рынка торговыми сетями. По России доля продаж через сетевые форматы в общем обороте розничной торговли в 2012 году достигла19,5% против 18,5% в 2011 году. Динамика этого процесса в регионах России различна. Например, в Омской области сетевая торговля развивается опережающими темпами (прирост соответственно 21,7 и 18,8%). В обороте розничных торговых сетей доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в 2012 году равнялась 43,1 процента (в 2011 году – 41,2%).

Например, за последнее время на рынок омского региона зашли крупные сетевые игроки. Конкуренцию с ними не выдержали и ушли с регионального рынка многие торговые предприятия. Возникла  проблема конфликта экономических интересов торговых структур сетевого формата и местных товаропроизводителей. Это объясняется тем, что существуют барьеры  доступа местных продуктов на прилавки сетей. Местным производителям сложно встроиться в их жесткую, централизованную систему. Сети отдают предпочтение тем поставщикам, которые могут предложить широкий ассортимент товаров. важен масштаб, -  как минимум 100 наименований. Большие поставки помогают снизить затраты на логистику и упростить работу сетей с поставщиками. Однако, в регионе не все  производители могут обеспечить  поставку сетевым структурам широкого ассортимента.

С целью расширения возможностей местных товаропроизводителей реализовывать свои товары и конкурировать с сетевыми структурами,  органы государственного и муниципального управления осуществляют меры по обеспечению доступа к товару, устранению с рынка неэффективных посредников. Например,  в омском регионе методами экономического регулирования, созданием организационных условий  проводится политика устранения из продуктовой цепочки неэффективных посредников. Проводятся ярмарки и различного рода акции, обеспечивающие прямое взаимодействие производителей и  конечных потребителей.

Минсельхоз России ориентирует  на развитие   производственной  и товаропроводящей инфраструктуры социального питания  за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и федерального бюджета на условиях софинансирования.  Товаропроводящая инфраструктура социального  питания включает индустриальный комбинат питания, производящий по специальным технологиям готовые блюда и полуфабрикаты с пролонгированными сроками годности;
производственно-логистический центр, использующий для компоновки рационов полуфабрикаты, произведенные как собственными силами, так и на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности региона.
Нужды сельского поселения в сфере социального питания обслуживают центр, использующий для компоновки рационов, как привозные полуфабрикаты, так и собственное производство;  логистический центр, осуществляющий функции исключительно по компоновке рационов, их хранению и транспортировке.
Деятельность органов  самоуправления должна быть направлена  на развитие  кооперации и вовлечению в систему внутренней продовольственной помощи малых форм хозяйствования,  личных подсобных хозяйств. При условии вовлечения в систему обеспечения питанием организованных коллективов создаются условия для софинансирования единой системы со стороны бизнес- структур, организующих питание своих работников.

Система социального питания является действенным инструментом регулирования сельскохозяйственного рынка, инструментом реализации продуктов питания, закупаемых государством во время закупочных интервенций с целью поддержания существующих на рынке цен

Состояние системы внутренней продовольственной помощи должно оцениваться по набору показателей (индикаторов) научно обоснованной методики сбора, обработки и анализа информации. В указанный набор показателей авторы Концепции  включили следующие:

- удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продовольственных ресурсов, поставляемых в систему внутренней продовольственной помощи, в том числе местного производства, %;

- объем государственных (муниципальных) закупок продовольствия и услуг для системы внутренней продовольственной помощи, в том числе по прямым договорам с производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции, а также у субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб./тыс. тонн;

-  охват целевых категорий граждан внутренней продовольственной помощью, %; объем внутренней продовольственной помощи, млн. руб./тыс. тонн; уровень достижения рациональных норм потребления, %.

Набор индикаторов для анализа и оценки эффективности  проектов  включает:  объем поставок продукции местных производителей,  переработчиков сельскохозяйственной продукции для  внутренней продовольственной помощи (тыс. тонн);  удельный вес реализации пищевой продукции для внутренней продовольственной помощи через соответствующую инфраструктуру,%; прирост выручки объектов производственной и товаропроводящей инфраструктуры от поставок в систему внутренней продовольственной помощи, %.

Подведены итоги реализации Концепции на конец первого квартала 2014 г.  В регионах, где  реализуются «пилотные» проекты, приняты программы: «Совершенствование социального питания, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия» на 2011-2015 годы; «Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции АПК Омской области, на 2013-2016 годы»; «Развитие товаропроводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы.

В Омской области  в плане реализации принятой программы ведутся проектные разработки строительства крупного производственно-логистического центра. Центр будет закупать продукцию у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществлять его переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы, а также реализовывать под маркой «Омский продукт» через розничные торговые сети для  400 000  семей. Предусматривается использовать карты Сбербанка России для оплаты пищевой продукции в розничной сети «Холидей». Создается   отдельная структура, консолидирующая  средства как областного, так и федерального бюджетов. Ресурсы  будут направляться, наряду с  другими проектами кластерного развития,   на формирование системы  социального питания и оказания внутренней продовольственной помощи по направлениям здравоохранения, социального развития и образования, а также для оказания господдержки перерабатывающим предприятиям[4, 5].

Меры по согласованию интересов и эффективному использованию потенциала торговых сетей и местных предпринимателей  предполагается «встроить» в систему рыночной инфраструктуры  агропищевого кластера региона. Что касается потенциала торговых сетей, то есть зарубежная практика, которая  демонстрирует меры противостоя­ния негативным проявлениям деятельности международных сетей, как со стороны конкурентов, так и со стороны госу­дарства. Одним из таких способов, например, в Швеции был процесс объединения представителей национальной торгов­ли и промышленности, что в определенной степени помогло защитить интересы собственных предприятий и обеспечить стабильность рынка. В США известны случаи ограниче­ний для международных торговых сетей в виде предельно­го размера торговых площадей. В Лос-Анджелесе (США), например, городские власти в связи с обеспокоенностью за судьбу местных супермаркетов и предприятий торговли по­сле выхода на рынок розничных гигантов Wall-Mart, Kmart and Costco и строительством ими крупных торговых предприятий  приняли решение ограничить предельный размер торговых площадей для продажи продуктов питания. Так, в торговых центрах с общей торговой площадью более 15000 кв. м для продажи продуктов питания не разрешается отводить более 7,5% от общей торговой площади. Это один из примеров, когда власти стран, городов пытаются законодательно за­щитить предприятия, работающие и уплачивающие налоги в местные бюджеты [6].

Заключение. В условиях негативных трансформаций в сфере внешней торговли, вхождения России в ВТО приоритетной задачей является создание и развитие институтов инфраструктуры социального питания в системе продовольственного рынка мегаполиса.  Создание координирующей структуры в департаментах городской экономической политики администрации мегаполиса позволит ослабить противоречие  экономических  интересов торговых сетей, переработчиков сырья, и  сельских товаропроизводителей региона. Этого можно  достигнуть путем заключения  соглашений в процессе использования мощностей товаропроводящей инфраструктуры торговых сетей и имеющихся в регионах мощностей оптовой и розничной торговли.

Предлагается     на региональном уровне  заключать  соглашения между заинтересованными ведомствами,  производителями местной продукции и крупными сетевыми магазинам. В форме укрупненных согласованных нормативов фиксировать в договорах объёмы и качество продукции. В товарообороте сетевых структур предусматривать обязательство принять у товаропроизводителей долю от объёма  оборота данной группы товаров.  Предусматривать «полочное» пространство для выгодного размещения продукции местных товаропроизводителей, тем самым устранять противоречия  экономических интересов сетевых торговых систем и сельских товаропроизводителей. Необходимо отработать технологию использования  карт Сбербанка России для оплаты пищевой продукции социального питания в розничной сети.  Первостепенной задачей регионов в сфере продовольственной безопасности, создания устойчивой системы внутреннего обеспечения населения продовольствием является переход на индустриальную основу в этой сфере.Создание индустриально – логистических центров  обеспечит возможность  закупать продукцию у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществлять его переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы,  общественное питание на предприятиях, в учебных заведениях.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Проект Концепции мер  поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО//[Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/23333.htm (дата обращения 20.09.2014)
  2. Портер Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил.
  3. Протокол выездного совещания рабочей группы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации г. Рузаевка, Республика Мордовия  от 30 апреля 2013 г. № НФ-21/141 (Рабочий документ МСХ РФ)
  4. Анализ региональных программ развития внутренней продовольственной помощи субъектов Российской Федерации–участников «пилотных» проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/28771.285.htm (дата обращения: 20.09.2014)
  5. Стукач В.Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856  (дата обращения: 20.09.2014).
  6. Анализ положения крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга и практики их взаимодействия с предприятиями-поставщиками продовольствия////[Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/210/86214.php  (дата обращения: 20.09.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Стукач Виктор Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: