Успешное ведение бизнеса в современных условиях невозможно организовать без налогового планирования на законном основании. Поскольку налоговые платежи занимают значительную долю в финансовых потоках организаций. Практика показывает, что ещё не все предприниматели понимают, что налоговое планирование существенно влияет на выбор стратегических и тактических решений в бизнесе. Как инструмент экономического регулирования, налоговое планирование неизбежно влияет на сам процесс принятия стратегических решений, и вынуждают руководство предприятия менять тактику своих действий. Поскольку ошибки в расчетах по налогам с бюджетом приводят к тяжёлым финансовым потерям для предприятия. Необходимость налогового планирования в рамках общей системы управления и контроля за деятельностью предприятия возникает при превышении показателя налогового бремени в 20 %. При превышении налоговой нагрузки в 60 % единственно правильным решением для хозяйствующего субъекта становится смена его сферы деятельности или организационно – правовой формы. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации часто решает судьбу бизнеса и не реализуются его потенциальные возможности развития. Это обстоятельство делает налоговое планирование крайне актуальным на любой стадии деятельности организации, от её регистрации до ликвидации, особенно, когда это происходит через банкротство. Поэтому серьезные решения, без учета налоговых последствий, никогда не принимаются.
Возможность и необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных условий бизнеса. Кроме того закон допускает многообразие методов формирования налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, предусмотренные в постановлениях органов власти разных уровней. Перечисленные обстоятельства дают право налогоплательщику уменьшить свои налоговые обязательства на основе действующего законодательства, что неизбежно всегда способствует увеличению финансовых ресурсов предприятия.
Как одна из сторон предпринимательской деятельности налоговое планирование при соблюдении определённых условий, создаваемых рамками действующего законодательства, позволяет оптимизировать, а не минимизировать налоговые платежи, если при этом использовать всю совокупность налоговых льгот. Эту особенность налогового планирования важно знать начинающим предпринимателям, поскольку сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других. Так минимизация налогов путём отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса, а механическое сокращение налогов может привести к серьёзным санкциям со стороны налоговых органов. Не случайно практически во всех стран применяются законодательные ограничения для предотвращения уклонения от уплаты налогов. В число этих ограничений входит: обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе; вовремя представлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; меры воздействия к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства.
Исходя из основных требований действующего законодательства, организация на предприятии налогового планирования предполагает: разработку стратегии оптимизации налоговых обязательств и плана реализации этой стратегии; уточнение схемы налогового планирования, создающие основу для налоговых платежей; наличие утверждённой учетной политики для целей налогообложения; широкое применение современных информационных систем для организации на их основе бухгалтерского, финансового, управленческого учета и отчетности, позволяющих для целей налогообложения своевременно получать необходимую информацию; составление платежного налогового календаря.
Для правильной организации, налогового планирования необходимо придерживаться определённых этапов, выработанных современной практикой. Так до регистрации бизнеса на первом этапе после появления идеи об организации бизнеса, уточнения девиза, миссии, видения и обоснования глобальной цели учредителями принимаются решения о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых действующим законодательством. На втором этапе производится выбор наиболее выгодных для целей налогообложения мест расположения производства и офисных помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. На третьем этапе производится выбор организационно – правовой или организационно-экономической формы с правом или без права юридического лица и соответствующего форме режима налогообложения.
На стадии функционирования предприятия: на первом этапе формируется перечень налогов с описанием по каждому из них налоговых льгот и составляется детальный план их использования по выбранным налогам. На втором этапе формируется и утверждается учётная политика предприятия, уточняются расходы, нормируемые для целей налогообложения прибыли, которые служат основой ведения системы учета: бухгалтерского, управленческого и налогового. На третьем этапе производится анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными рисками, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения варианта получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное, с налоговой точки зрения, размещение активов и прибыли предприятия. На четвёртом этапе организуется налоговый учет, а для уменьшения риска ошибок налоговых отчислений вводится система внутреннего контроля правильности налоговых расчетов. Особое внимание при рассмотрении настоящей темы следует обратить внимание на виды налогового планирования[1, с.210-216]. Используя высказывания различных авторов, налоговое планирование подразделяется на текущее (тактическое) и стратегическое (перспективное).
Текущее планирование включает: обзор и комментарии специалистов нормативно-правовой базы по налогообложению; составление прогнозов налоговых обязательств по предполагаемым сделкам; составление календарного графика исполнения налоговых обязательств; анализ причин резких отклонений налоговой нагрузки от среднестатистических показателей по организации в различные периоды времени деятельности предприятия.
Стратегическое планирование предполагает: анализ динамики нормативно-правовой базы, практики судебных дел; составление прогнозов налоговых обязательств при форс-мажорных обстоятельствах на основе ретроспективного анализа фактов из отечественной и зарубежной практики с разработкой вариантов программ с оценкой по ним риска действий; выявление вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей по налогам. С другой стороны налоговое планирование подразделяется на корпоративное – для организаций и личное -для физических лиц. А в зависимости от того, кто осуществляет налоговое планирование, оно может быть: внешним, когда выполняют сторонние и внутренним – без привлечения специалистов со стороны.
При анализе состояния налогового планирования налогоплательщика интересует уровень его налоговой нагрузки и законность налоговых отчислений. Исходя из этого, с точки зрения соблюдения налогового законодательства, налоговое планирование можно разделить на: классическое корпоративное налоговое планирование; оптимизационное налоговое планирование; противозаконное налоговое планирование[1].
Классическое налоговое планирование как часть финансово-экономической деятельности предполагает организацию планирования экономической деятельности, налогового учета и отчетности в рамках, определенных законом, своевременную и полную уплату налогов и использование всех существующих льгот. Классическое налоговое планирование особенно актуально для крупных предприятий, которые уплачиваются значительное число налогов.
Оптимизационное налоговое планирование предусматривает использование пробелов и льгот существующего законодательства, чтобы платить по возможности меньше налогов. В рамках законности налогоплательщики используют все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. Для практической реализации основных положений оптимизационного налогового планирования требуется использовать такие налоговые схемы, которые позволяют максимально минимизировать налоговые отчисления. Решение задачи по оптимизации налогов требует более тщательного изучения и анализа действующего законодательства, проблем конкретного налогоплательщика, опыта и налоговых схем партнеров и конкурентов, рынка налоговых консультаций и услуг.
Противозаконное налоговое планирование связано с применением налогоплательщиком противозаконных схем для уменьшения налоговых платежей. Что неизбежно приводит к весьма неблагоприятным последствиям для налогоплательщика. Наиболее характерными нарушениями являются: манипуляция с кассой, учетом и отчетностью; использование различные схем обналичивания через: контрагентов, налоговых посредников со специальной правоспособностью, подконтрольных предприятий однодневок, которые встраиваются в финансовые цепочки и быстро исчезают, не платя налогов. Все это приводит к существованию теневых секторов экономики. Основными формами борьбы с такими нарушениями являются: прямое противодействие со стороны налоговых и правоохранительных органов выявленным правонарушениям; проведение комплексного анализа проблем для проведения изменений государственной политики, связанное с решением тактических, а стратегических задач в области налогообложения.
Резюме
- Успешное ведение бизнеса в современных условиях невозможно организовать без налогового планирования на законном основании. Поскольку налоговые платежи занимают значительную долю в финансовых потоках организаций.
- С точки зрения соблюдения налогового законодательства налоговое планирование можно разделить на: классическое, оптимизационное, противозаконное.
- Главная цель налогового планирования не минимизировать а оптимизировать размеры налоговых отчислений.
- На практике для реализации механизма налогового планирования разрабатываются налоговые схемы, под которыми понимается такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщику применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.
- Ошибки в налоговом планировании влекут за собой возможность наступления для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.
Библиографический список
- Кожин В.А., Шагалова Т.В. и др. Экономика организации (предприятия)/ Электронное учебное пособие- Н.Новгород: НОУ ВПО «НИМБ» , 2014.-364 с.