УДК 65.011.12

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕЙМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Полшков Роман Дмитриевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Статья посвящена разработке стратегий, а так же поиску конкурентных преимуществ на примере интернет-магазинов. На основе статистических данных я нахожу пути к достижению оптимальной стратегии, и ряд конкурентных преимуществ интернет-магазинов, путем сравнения web-сайтов. Статья подводит некоторые итоги изучения стратегического менеджмента и интернет-маркетинга. При помощи изучения статистики, появляется понимание о том, каким образом построить стратегию компании. Для подтверждения своих размышлений о конкурентных преимуществах я использовал качественные методы (примеры реальных сайтов).

Ключевые слова: интернет-магазин, компания, конкуренция, маркетинг., реклама, статистика, стратегический менеджмент, стратегия


DEVELOPMENT OF STRATEGY AND COMPETITIVE BENEFITS ON THE EXAMPLE OF ONLINE STORE

Polshkov Roman Dmitrievich
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article is about development of strategy, and searching competitive benefits online stores. I find ways to reach of optimum strategy on the basis of statistical data. I am sum up some results about strategic management and internet marketing. By means of statistics studying, we understand how to construct strategy in our company.I used qualitative
methods (examples of real sites) for confirmation mine point of view about competitive benefits.

Keywords: advertisement, competition, internet, online store, statistic, strategic management, strategy


Библиографическая ссылка на статью:
Полшков Р.Д. Разработка стратегий и конкурентных преймуществ на примере интернет-магазина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4661 (дата обращения: 11.01.2018).

Данная тема очень актуальна в наши дни, так как интернет ресурс является одним из самых распространенных источников информации. Мало того, с помощью интернет-магазина ты можешь «пробовать» свои стартапы с минимальными затратами, а так же начать заниматься мелким предпринимательством. Также, интернет-магазины, экономят ваши деньги на ремонт, аренду и прочее. Конкуренция в Online индустрии очень высока, именно поэтому данное исследование поможет выявить ряд конкурентных преимуществ для интернет-магазинов.

Проблему можно поставить данным вопросом: Как разработать стратегию, а также получить преимущества над остальными?

Объектом исследования будут интернет-магазины.

Предметами данного исследования будут являться статистические данные, таблицы, графики, сравнение.

Цель данной научной статьи заключается в том, чтобы при помощи маркетинговых ходов и многих других различных инструментов разработать стратегию работы интернет-магазина, а также найти его преимущества над конкурентами.

Раздел 1. Теоритическая часть

1.1 Интернет

Что такое интернет? «Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации»[1]. Именно на его основе была построена Всемирная паутина (WWW или же WorldWideWeb).

Почему я начал теоретическую часть именно с интернета? Потому что моя тема практически полностью основана на анализе Web-сайтов, из которых и состоит всемирная сеть (WWW). «Web-сайт – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом»[2]. С помощью сайтов человек смог добиться больших успехов, которые заключаются во многом, но одним из самых главных, лично для меня, является то, что с помощью данного сервиса мы смогли экономить свое время.

На данном этапе развития, интернет является одним из самых популярных видов передачи информации. Какие виды бывают? Их достаточно много, поэтому я перечислю одни из основных: телевидение, радио, журналы СМИ, а также интернет. Если проанализировать теорию, то можно выявить следующую характеристику процесса передачи информации:[3]

  • Источник информации
  • Приемник информации
  • Носитель информации
  • Среда передачи

- все эти данные характеризуют передачу информации, как физический процесс.

1.2 Конкуренция. Виды конкуренции

С помощью web сайтов можно не только хранить информацию или передавать ее, но и использовать их, как часть своего бизнеса. Именно здесь имеет начало речь о конкуренции. «Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства»[4]. Современные экономисты выделяют несколько видов конкуренции:[5]

  • Совершенная конкуренция
    • Большое количество продавцов
    • Отсутствие барьеров входа и выхода с рынка
    • Свободные цены
    • Участники не оказывают давления друг на друга
    • Несовершенная конкуренция
      • Искусственно заниженные цены
      • Присутствие барьеров для входа на рынок каких-либо товаров
      • Дезинформация по отношению к потребителю

и др.

  • Монополия
    • Один продавец
    • Товар, не имеющий субститутов (аналогов)
    • Диктуемые цены
    • Олигополия
      • Высокие барьеры для входа на рынок
      • Небольшое количество продавцов
      • Решения каждой из фирм, присутствующих на рынке могут изменить рыночную ситуацию в целом, поэтому в олигополии имеют место сговоры между участниками

1.3 Стратегия ее виды и функции

Слово стратегия нельзя употребить «просто так», ведь под этим словом употребляются многие те или иные действия, которые, в свою очередь, относятся к разным отраслям. Нас интересует «стратегический менеджмент», относящийся к экономической отрасли.

Что такое стратегия? «Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации»[6]. В книге «Стратегический процесс» Минцберг разделяет стратегию на 5 взаимосвязанных элементов:[7]

  • Стратегия как план ( подразумевает именно какой-либо алгоритм действий нацеленный на результат. План не является именно реализованной стратегией.)
  • Стратегия как паттерн ( реализованная стратегия нацеленная именно на исполнение некоего алгоритма для достижения определенной цели. Данная стратегия может быть, как заранее обдуманной, так и спонтанной.(рис.1)

Рис.1[8]

  • Стратегия как приём
  • Стратегия как позиция( другими словами, «это любая жизнеспособная позиция, вне зависимости оттого, является она конкурентной или нет».)
  • Стратегия как перспектива ( именно здесь я могу употребить термин «долгосрочное планирование», или же наоборот явление, при котором фирма развивается самостоятельно, мы даже можем не контролировать данный процесс. Перспективы данной фирмы определенны с самого ее зарождения.)

Одним из самых главных критериев стратегических решений является выбор. Первым значительно важным выбором будет выбор поставщиков, у которых, впоследствии, мы будем покупать товар. Второй выбор заключается в том, каким людям (потенциальным покупателям) мы будем этот товар продавать.

Основными этапами стратегического менеджмента являются:[9]

  • Выбор самой стратегии ведения бизнеса
  • Анализ самой ситуации, в которой работает ваш бизнес
  • Разработка и реализация стратегий
  • Постановка стратегий на разных временных интервалах: краткосрочный долгосрочный.
  • Выявление области, в которой ваш бизнес создан, а также разработка его предназначения

1.4 Интернет-маркетинг

Начать данную тему я хотел бы с определения маркетинга и его цели. Маркетинг – это управление отношениями с клиентами нацеленные на получение выгоды.[10]Существует пять основных принципов маркетинга:[11]

  • Постоянное обновление перечня товаров
  • Максимальная отдача производителя в момент наиболее эффективного времени для продаж
  • Взаимодействие стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию на рынке
  • Реализация товаров должна соответствовать с потребностями клиентов, а также рыночной ситуации и возможностями компании
  • Полное удовлетворение потребителя, а также соответствие товара  техническому и дизайнерскому уровню

Цель маркетинга заключается в том, что мы должны подробно изучить потребности и поведение нашего клиента, для того чтобы товар требовал меньших усилий на свою реализацию. Другими словами мы должны сделать так, чтобы продукт «продавал себя сам».[12]Самым интересным является то, что цель маркетинга заключается не только в том, чтобы найти клиента, и убедить его в том, что именно от данных товаров он получит максимальную выгоду, но и удерживать так скажем «старых» клиентов, удовлетворяя их потребности. В книге Гарри Армстронга и Филиппа Котлера указана упрощенная схема маркетингового процесса:[13]

Рис. 2

Тема моего исследования предполагает то, что нет надобности подробно расписывать всю теорию о маркетинге. Поэтому я возьму лишь его малую часть под названием «Интернет – маркетинг». «Интернет-маркетинг — это комплекс инструментов и методик, которые позволяют продвигать ваши товары и услуги через интернет».[14]Интернет – маркетинг обладает своими инструментами:[15]

  • Баннерная реклама
  • Поисковая реклама
    • Поисковое продвижение
    • Контекстная реклама
    • Медийно-контекстный баннер
    • Маркетинг в социальных сетях
    • Email маркетинг

Его особенность заключается в том, что путем мониторинга WWW и социальных сетей мы можем понять, что именно от нас требуют клиенты. Я считаю, что данный вид маркетинга весьма актуален в наше время, ведь большинство своего времени мы проводим в интернете сидя за компьютером, телефоном или же планшетом. В связи с этим, маркетологи стали понимать, что нужно создать такой вид рекламы, как Online реклама. Такая реклама может преподаваться  клиентам в различном виде: в текстовом, в виде баннера, графики, видео и др.

Я не зря решил поднять вопрос по данной теме, ведь залогом успеха любого интернет-магазина будет его известность. Например, если мы создаем какой-либо сайт, вешаем туда небольшое количество товаров, пишем свой номер и минимальную  информацию, что в итоге? Будем ли мы иметь продажи? Конечно же, нет. В итоге можно сделать вывод о том, что маркетинг занимает высокое значение в процессе создания Online бизнеса.

2. Практическая часть

2.1 Статистические данные

Таблица 1[16]

 

Описание таблицы:

  • Сверху по горизонтали расположены временные интервалы интернет опыта
  • Слева по вертикали – время, затраченное на покупку
  • Столбцы состоят из количественной статистики, которая представлена в процентах

Данная таблица показывает взаимодействие интернет опыта человека и времени, потраченного на совершение Online покупки. Естественно, с первого взгляда можно и не понять, для чего она нужна, и как это вообще может относиться к разработке стратегий и конкурентных преимуществ. Ответ на этот вопрос довольно прост: создатель сайта будет понимать, какое количество информации нужно поместить на сайт для достижения эффективных продаж.

Немало важным фактором в Online продажах является отношение покупателя к тому или иному бренду:

Таблица 2[17]

Описание таблицы:

  • Сверху по горизонтали расположены временные интервалы интернет опыта
  • Слева по вертикали показан различный уровень доверия к бренду
  • Столбцы состоят из количественной статистики, которая представлена в процентах

Именно эта таблица заинтересовала меня в качестве примера. Ведь бренд – это одно из самых важных частей вашего бизнеса. Причем очень трудно добиться доверия и узнаваемости собственного бренда, а потерять легко. Как мы можем использовать данную статистику при создании Online магазина? Во – первых она повлияет на выбор (продавать вещь с именем или нет), который вы, как предприниматель должны будете сделать. Речь идет именно о большом количестве субститутов, которые вы тщательно будете перебирать в зависимости от их известности. В качестве примера можно привести тамблеры от компании Starbucks и сравнить их с обычными термосами различных фирм.

Плюсы от продажи товаров с мировым брендом:

  • Цена включает в себя уже два вида наценки: на производство, на бренд
  • Узнаваемость
  • Гарантированное качество
  • Интересный дизайн

И др.

Конечно, заниматься продажей брендовой вещи намного тяжелее в юридическом плане и т.п., но я пытаюсь ответить на вопрос -  зачем нужен бренд при разработке конкурентных преимуществ? При продаже обычных термосов ты получаешь значительно меньшее:

  • Цена – это наценка исключительно на производство
  • Сомнительное качество
  • Покупатели видят фирму товара впервые

и др.

С помощью данного сравнения мы можем четко понять, какие преимущества можно иметь за счет такого понятия, как бренд.

Возвращаясь к статистике, не стоит забывать, что на каждый товар есть свой покупатель и это сразу видно. Статистика показала, что, несомненно, самый большой процент людей (31.68%) покупают товары брендовых марок, но не так уж и мало (21.08%) людей покупают товары неизвестной компании.

Таблица 3[18]

 

В данной таблице есть ряд, интересующих меня, пунктов:

1)  Возраст пользователей интернет-магазинами

2) Количество затраченных средств на покупки в режиме Online

3) Аргументы в пользу покупок Online

4) Пол того или иного покупателя

Обратившись к данному списку статистических данных, бизнесмен сможет сразу ответить на вопрос – для кого он будет производить или же кому он будет его предлагать. Так как, по моему мнению, основными критериями выбора предпринимателя будет не только актуальность товара и его маржинальность, но и группы людей, которым он будет продавать. Данная статистика поможет выявить стратегию продаж, а так же помочь в стратегии рекламы своего товара. Так как  к каждому человеку, в зависимости от его возраста, нужен свой подход, в связи с этим появляются трудности нахождения того самого подхода. К примеру, онлайн покупка семян помидоров, явно в большей степени, относится к людям, которым за 30-40 лет, поэтому для них и реклама должна быть своя, более насыщенна информацией, но, естественно, без избытка. Для молодежи реклама должна выглядеть ярко, местами нестандартно, потому что молодые люди склонны к покупкам по трём шагам: увидел, понравилось, купил.

2.2 Сравнение двух конкурентных сайтов

В чем же заключается смысл сравнения двух сайтов? Во-первых, это выявление каких-либо интересных преимуществ, а также новых дизайнерских решений и удобств для пользователя. В качестве примера я решил взять рынок автомобильных колёс и два сайта:

1)    http://nkolesa.ru/

2)    http://www.4tochki.ru/

Оба сайта являются Московскими интернет-магазинами по продаже шин, колёсных дисков и аксессуаров по данной тематике. Сравнение будет происходить по пунктам:

a)     В первом пункте я буду сравнивать начальные страницы сайтов:

 

Сразу выделим их плюсы минусы по отношению к конкуренту, а также интересные решения:

1)    http://nkolesa.ru/

Плюсы:

  • 2-3 цвета, что приносит некий комфорт при нахождении на сайте
  • Крупные баннеры с рекламой производителей в виде изображения бренда
  • Подбор по параметрам, расположенный на главной странице, позволяет сразу «приступить к делу»
  • График работы адреса и телефоны
  • Возможность заказа обратного звонка
  • Инструкция по подбору резины и дисков
  • Страница в формате 16:9 (так как современные дисплеи производятся именно в данном формате)

Минусы:

  • Отсутствует раздел с акциями
  • Отсутствие бесплатного номера
  • Не показаны способы получения товара

2)    http://www.4tochki.ru/

  • Наглядное разделение товаров (картинки, которыми наименованы товары)
  • Графа со способами получения товара
  • Раздел с акциями
  • Быстрый подбор по параметрам

Минусы:

  • Большое количество цветов и маленькие шрифты основных разделов
  • Чтобы найти график работы, надо загрузить следующую страницу
  • Нет возможности заказа обратного звонка
  • Маленькая мигающая реклама, с первого взгляда похожая на спам
  • Формат страницы 4:3

b)    Удобства в использовании:

В данном разделе я буду указывать на всевозможные удобные дополнения сайтов, другими словами, конкурентные преимущества:

1)    http://nkolesa.ru/

  

  • Подбор по автомобилю этого сайта сделан крайне удобно, с применением иллюстраций марки, а также автомобиля
  • Крупные значки, если слева мы видим удобство в использовании, то справа оно отсутствует( чёрной рамкой выделен такой же раздел на втором сайте)

2)    http://www.4tochki.ru/

  

  • Присутствуют акции и распродажи
  • Занимаются резиной не только для автомобилей, но и для мотоциклов
  • Наличие приложения для IOS
  • Бесплатная доставка по Москве и во все регионы

В результате сравнения можно сделать основные выводы:

  • Приложение для IOS или Android достойное преимущество любой компании
  • Разделы сайта должны быть сделаны крупным шрифтом в рамке, что в совокупности создает очертания кнопки
  • Должны быть акции
  • Возможность получения обратного звонка
  • Краткая контактная информация всех страницах сайта (телефон, режим работы)
  • Формат страницы 16:9
  • Комментарии, причем не к продукции, а к работе компании или же интернет-магазина в целом. Это дает некую уверенность в том, что вы не будете обмануты качеством обслуживания, а так же самого товара.

Заключение

Таким образом, в ходе данного научного исследования у меня получилось достичь поставленной цели и сделать ряд выводов. В теоретической части своей статьи я рассмотрел основные научные теории о стратегии, маркетинге и  конкуренции. В практической части при помощи статистических данных я сделал ряд  сконцентрированных на разработке оптимальной стратегии интернет-магазина, а также продаж в целом, выводов:

  1. Достижение оптимальной стратегии возможно при использовании статистических данных о клиентах. Другими словами, первым шагом в этом процессе является понятие о том, кому продавать данный товар. Большое влияние на интерес потребителя к тому или иному продукту оказывает его возраст, свободное время, его отношение к бренду, а так же его половой признак и прочее.
  2. В своей работе я вывел ряд конкурентных преимуществ, в первую очередь основанных на удобстве в использовании интернет-магазина. Так же большую роль имеет оформление самого сайта, так как именно оно оставляет первое впечатление у клиентов о вашей компании.

Следующий вывод я сделал на основе анализа теории об интернет-маркетинге, который заключается в том, что реклама вашего интернет-магазина является одним из основных залогов успеха, так как именно она заставит клиента обратить внимание на вашу компанию. Был выявлен перечень видов Online рекламы, которую можно преподать клиенту в различных вариантах.

На первый взгляд данное исследование является не столь большим, но если понять его цель и смысл, то можно сделать ряд выводов для себя, которые, впоследствии, будут использованы в реализации собственного интернет-магазина.


[1]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет

[2]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайт

[3]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Информация

[5]Мэнкью Н. Г. Принципы Микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер. с англ. – Спб.:Питер, 2009 – с. 335 – 421

[7] Минцберг, Генри Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. [Электронный ресурс] / Генри Минцберг, Куинн Джеймс Брайан, Сумантра Гошал. // Электронная книга. – СПб: «Питер»; М.: «Равновесие»,2004 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. «Экономика») – с 32 – 40

[8] Минцберг, Генри Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. [Электронный ресурс] / Генри Минцберг, Куинн Джеймс Брайан, Сумантра Гошал. // Электронная книга. – СПб: «Питер»; М.: «Равновесие»,2004 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. «Экономика») с 33-40

[10]Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, с. 29

[11] Электронный ресурс – http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг

[12] Электронный ресурс – http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг

[13]Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, с. 34

[14] Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/

[15]Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/

[16] JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000 p.13

[17] JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000 p. 14

[18] K. Hassanein, M. Head / Int. J. Human-Computer Studies 65 (2007) 689–708

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, С. 832
  2. Минцберг, Г. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куин, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
  3. Мэнкью Н. Г. Принципы Микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер. с англ. – Спб.:Питер, 2009 – с.592
  4. Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/
  5. JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000
  6. K. Hassanein, M. Head / Int. J. Human-Computer Studies 65 (2007) 689–708


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Полшков Роман Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: