Данная тема очень актуальна в наши дни, так как интернет ресурс является одним из самых распространенных источников информации. Мало того, с помощью интернет-магазина ты можешь «пробовать» свои стартапы с минимальными затратами, а так же начать заниматься мелким предпринимательством. Также, интернет-магазины, экономят ваши деньги на ремонт, аренду и прочее. Конкуренция в Online индустрии очень высока, именно поэтому данное исследование поможет выявить ряд конкурентных преимуществ для интернет-магазинов.
Проблему можно поставить данным вопросом: Как разработать стратегию, а также получить преимущества над остальными?
Объектом исследования будут интернет-магазины.
Предметами данного исследования будут являться статистические данные, таблицы, графики, сравнение.
Цель данной научной статьи заключается в том, чтобы при помощи маркетинговых ходов и многих других различных инструментов разработать стратегию работы интернет-магазина, а также найти его преимущества над конкурентами.
Раздел 1. Теоритическая часть
1.1 Интернет
Что такое интернет? «Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации»[1]. Именно на его основе была построена Всемирная паутина (WWW или же WorldWideWeb).
Почему я начал теоретическую часть именно с интернета? Потому что моя тема практически полностью основана на анализе Web-сайтов, из которых и состоит всемирная сеть (WWW). «Web-сайт – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом»[2]. С помощью сайтов человек смог добиться больших успехов, которые заключаются во многом, но одним из самых главных, лично для меня, является то, что с помощью данного сервиса мы смогли экономить свое время.
На данном этапе развития, интернет является одним из самых популярных видов передачи информации. Какие виды бывают? Их достаточно много, поэтому я перечислю одни из основных: телевидение, радио, журналы СМИ, а также интернет. Если проанализировать теорию, то можно выявить следующую характеристику процесса передачи информации:[3]
- Источник информации
- Приемник информации
- Носитель информации
- Среда передачи
- все эти данные характеризуют передачу информации, как физический процесс.
1.2 Конкуренция. Виды конкуренции
С помощью web сайтов можно не только хранить информацию или передавать ее, но и использовать их, как часть своего бизнеса. Именно здесь имеет начало речь о конкуренции. «Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства»[4]. Современные экономисты выделяют несколько видов конкуренции:[5]
- Совершенная конкуренция
- Большое количество продавцов
- Отсутствие барьеров входа и выхода с рынка
- Свободные цены
- Участники не оказывают давления друг на друга
- Несовершенная конкуренция
- Искусственно заниженные цены
- Присутствие барьеров для входа на рынок каких-либо товаров
- Дезинформация по отношению к потребителю
и др.
- Монополия
- Один продавец
- Товар, не имеющий субститутов (аналогов)
- Диктуемые цены
- Олигополия
- Высокие барьеры для входа на рынок
- Небольшое количество продавцов
- Решения каждой из фирм, присутствующих на рынке могут изменить рыночную ситуацию в целом, поэтому в олигополии имеют место сговоры между участниками
1.3 Стратегия ее виды и функции
Слово стратегия нельзя употребить «просто так», ведь под этим словом употребляются многие те или иные действия, которые, в свою очередь, относятся к разным отраслям. Нас интересует «стратегический менеджмент», относящийся к экономической отрасли.
Что такое стратегия? «Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации»[6]. В книге «Стратегический процесс» Минцберг разделяет стратегию на 5 взаимосвязанных элементов:[7]
- Стратегия как план ( подразумевает именно какой-либо алгоритм действий нацеленный на результат. План не является именно реализованной стратегией.)
- Стратегия как паттерн ( реализованная стратегия нацеленная именно на исполнение некоего алгоритма для достижения определенной цели. Данная стратегия может быть, как заранее обдуманной, так и спонтанной.(рис.1)
Рис.1[8]
- Стратегия как приём
- Стратегия как позиция( другими словами, «это любая жизнеспособная позиция, вне зависимости оттого, является она конкурентной или нет».)
- Стратегия как перспектива ( именно здесь я могу употребить термин «долгосрочное планирование», или же наоборот явление, при котором фирма развивается самостоятельно, мы даже можем не контролировать данный процесс. Перспективы данной фирмы определенны с самого ее зарождения.)
Одним из самых главных критериев стратегических решений является выбор. Первым значительно важным выбором будет выбор поставщиков, у которых, впоследствии, мы будем покупать товар. Второй выбор заключается в том, каким людям (потенциальным покупателям) мы будем этот товар продавать.
Основными этапами стратегического менеджмента являются:[9]
- Выбор самой стратегии ведения бизнеса
- Анализ самой ситуации, в которой работает ваш бизнес
- Разработка и реализация стратегий
- Постановка стратегий на разных временных интервалах: краткосрочный долгосрочный.
- Выявление области, в которой ваш бизнес создан, а также разработка его предназначения
1.4 Интернет-маркетинг
Начать данную тему я хотел бы с определения маркетинга и его цели. Маркетинг – это управление отношениями с клиентами нацеленные на получение выгоды.[10]Существует пять основных принципов маркетинга:[11]
- Постоянное обновление перечня товаров
- Максимальная отдача производителя в момент наиболее эффективного времени для продаж
- Взаимодействие стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию на рынке
- Реализация товаров должна соответствовать с потребностями клиентов, а также рыночной ситуации и возможностями компании
- Полное удовлетворение потребителя, а также соответствие товара техническому и дизайнерскому уровню
Цель маркетинга заключается в том, что мы должны подробно изучить потребности и поведение нашего клиента, для того чтобы товар требовал меньших усилий на свою реализацию. Другими словами мы должны сделать так, чтобы продукт «продавал себя сам».[12]Самым интересным является то, что цель маркетинга заключается не только в том, чтобы найти клиента, и убедить его в том, что именно от данных товаров он получит максимальную выгоду, но и удерживать так скажем «старых» клиентов, удовлетворяя их потребности. В книге Гарри Армстронга и Филиппа Котлера указана упрощенная схема маркетингового процесса:[13]
Рис. 2
Тема моего исследования предполагает то, что нет надобности подробно расписывать всю теорию о маркетинге. Поэтому я возьму лишь его малую часть под названием «Интернет – маркетинг». «Интернет-маркетинг — это комплекс инструментов и методик, которые позволяют продвигать ваши товары и услуги через интернет».[14]Интернет – маркетинг обладает своими инструментами:[15]
- Баннерная реклама
- Поисковая реклама
- Поисковое продвижение
- Контекстная реклама
- Медийно-контекстный баннер
- Маркетинг в социальных сетях
- Email маркетинг
Его особенность заключается в том, что путем мониторинга WWW и социальных сетей мы можем понять, что именно от нас требуют клиенты. Я считаю, что данный вид маркетинга весьма актуален в наше время, ведь большинство своего времени мы проводим в интернете сидя за компьютером, телефоном или же планшетом. В связи с этим, маркетологи стали понимать, что нужно создать такой вид рекламы, как Online реклама. Такая реклама может преподаваться клиентам в различном виде: в текстовом, в виде баннера, графики, видео и др.
Я не зря решил поднять вопрос по данной теме, ведь залогом успеха любого интернет-магазина будет его известность. Например, если мы создаем какой-либо сайт, вешаем туда небольшое количество товаров, пишем свой номер и минимальную информацию, что в итоге? Будем ли мы иметь продажи? Конечно же, нет. В итоге можно сделать вывод о том, что маркетинг занимает высокое значение в процессе создания Online бизнеса.
2. Практическая часть
2.1 Статистические данные
Таблица 1[16]
Описание таблицы:
- Сверху по горизонтали расположены временные интервалы интернет опыта
- Слева по вертикали – время, затраченное на покупку
- Столбцы состоят из количественной статистики, которая представлена в процентах
Данная таблица показывает взаимодействие интернет опыта человека и времени, потраченного на совершение Online покупки. Естественно, с первого взгляда можно и не понять, для чего она нужна, и как это вообще может относиться к разработке стратегий и конкурентных преимуществ. Ответ на этот вопрос довольно прост: создатель сайта будет понимать, какое количество информации нужно поместить на сайт для достижения эффективных продаж.
Немало важным фактором в Online продажах является отношение покупателя к тому или иному бренду:
Таблица 2[17]
Описание таблицы:
- Сверху по горизонтали расположены временные интервалы интернет опыта
- Слева по вертикали показан различный уровень доверия к бренду
- Столбцы состоят из количественной статистики, которая представлена в процентах
Именно эта таблица заинтересовала меня в качестве примера. Ведь бренд – это одно из самых важных частей вашего бизнеса. Причем очень трудно добиться доверия и узнаваемости собственного бренда, а потерять легко. Как мы можем использовать данную статистику при создании Online магазина? Во – первых она повлияет на выбор (продавать вещь с именем или нет), который вы, как предприниматель должны будете сделать. Речь идет именно о большом количестве субститутов, которые вы тщательно будете перебирать в зависимости от их известности. В качестве примера можно привести тамблеры от компании Starbucks и сравнить их с обычными термосами различных фирм.
Плюсы от продажи товаров с мировым брендом:
- Цена включает в себя уже два вида наценки: на производство, на бренд
- Узнаваемость
- Гарантированное качество
- Интересный дизайн
И др.
Конечно, заниматься продажей брендовой вещи намного тяжелее в юридическом плане и т.п., но я пытаюсь ответить на вопрос - зачем нужен бренд при разработке конкурентных преимуществ? При продаже обычных термосов ты получаешь значительно меньшее:
- Цена – это наценка исключительно на производство
- Сомнительное качество
- Покупатели видят фирму товара впервые
и др.
С помощью данного сравнения мы можем четко понять, какие преимущества можно иметь за счет такого понятия, как бренд.
Возвращаясь к статистике, не стоит забывать, что на каждый товар есть свой покупатель и это сразу видно. Статистика показала, что, несомненно, самый большой процент людей (31.68%) покупают товары брендовых марок, но не так уж и мало (21.08%) людей покупают товары неизвестной компании.
Таблица 3[18]
В данной таблице есть ряд, интересующих меня, пунктов:
1) Возраст пользователей интернет-магазинами
2) Количество затраченных средств на покупки в режиме Online
3) Аргументы в пользу покупок Online
4) Пол того или иного покупателя
Обратившись к данному списку статистических данных, бизнесмен сможет сразу ответить на вопрос – для кого он будет производить или же кому он будет его предлагать. Так как, по моему мнению, основными критериями выбора предпринимателя будет не только актуальность товара и его маржинальность, но и группы людей, которым он будет продавать. Данная статистика поможет выявить стратегию продаж, а так же помочь в стратегии рекламы своего товара. Так как к каждому человеку, в зависимости от его возраста, нужен свой подход, в связи с этим появляются трудности нахождения того самого подхода. К примеру, онлайн покупка семян помидоров, явно в большей степени, относится к людям, которым за 30-40 лет, поэтому для них и реклама должна быть своя, более насыщенна информацией, но, естественно, без избытка. Для молодежи реклама должна выглядеть ярко, местами нестандартно, потому что молодые люди склонны к покупкам по трём шагам: увидел, понравилось, купил.
2.2 Сравнение двух конкурентных сайтов
В чем же заключается смысл сравнения двух сайтов? Во-первых, это выявление каких-либо интересных преимуществ, а также новых дизайнерских решений и удобств для пользователя. В качестве примера я решил взять рынок автомобильных колёс и два сайта:
Оба сайта являются Московскими интернет-магазинами по продаже шин, колёсных дисков и аксессуаров по данной тематике. Сравнение будет происходить по пунктам:
a) В первом пункте я буду сравнивать начальные страницы сайтов:
Сразу выделим их плюсы минусы по отношению к конкуренту, а также интересные решения:
Плюсы:
- 2-3 цвета, что приносит некий комфорт при нахождении на сайте
- Крупные баннеры с рекламой производителей в виде изображения бренда
- Подбор по параметрам, расположенный на главной странице, позволяет сразу «приступить к делу»
- График работы адреса и телефоны
- Возможность заказа обратного звонка
- Инструкция по подбору резины и дисков
- Страница в формате 16:9 (так как современные дисплеи производятся именно в данном формате)
Минусы:
- Отсутствует раздел с акциями
- Отсутствие бесплатного номера
- Не показаны способы получения товара
- Наглядное разделение товаров (картинки, которыми наименованы товары)
- Графа со способами получения товара
- Раздел с акциями
- Быстрый подбор по параметрам
Минусы:
- Большое количество цветов и маленькие шрифты основных разделов
- Чтобы найти график работы, надо загрузить следующую страницу
- Нет возможности заказа обратного звонка
- Маленькая мигающая реклама, с первого взгляда похожая на спам
- Формат страницы 4:3
b) Удобства в использовании:
В данном разделе я буду указывать на всевозможные удобные дополнения сайтов, другими словами, конкурентные преимущества:
- Подбор по автомобилю этого сайта сделан крайне удобно, с применением иллюстраций марки, а также автомобиля
- Крупные значки, если слева мы видим удобство в использовании, то справа оно отсутствует( чёрной рамкой выделен такой же раздел на втором сайте)
- Присутствуют акции и распродажи
- Занимаются резиной не только для автомобилей, но и для мотоциклов
- Наличие приложения для IOS
- Бесплатная доставка по Москве и во все регионы
В результате сравнения можно сделать основные выводы:
- Приложение для IOS или Android достойное преимущество любой компании
- Разделы сайта должны быть сделаны крупным шрифтом в рамке, что в совокупности создает очертания кнопки
- Должны быть акции
- Возможность получения обратного звонка
- Краткая контактная информация всех страницах сайта (телефон, режим работы)
- Формат страницы 16:9
- Комментарии, причем не к продукции, а к работе компании или же интернет-магазина в целом. Это дает некую уверенность в том, что вы не будете обмануты качеством обслуживания, а так же самого товара.
Заключение
Таким образом, в ходе данного научного исследования у меня получилось достичь поставленной цели и сделать ряд выводов. В теоретической части своей статьи я рассмотрел основные научные теории о стратегии, маркетинге и конкуренции. В практической части при помощи статистических данных я сделал ряд сконцентрированных на разработке оптимальной стратегии интернет-магазина, а также продаж в целом, выводов:
- Достижение оптимальной стратегии возможно при использовании статистических данных о клиентах. Другими словами, первым шагом в этом процессе является понятие о том, кому продавать данный товар. Большое влияние на интерес потребителя к тому или иному продукту оказывает его возраст, свободное время, его отношение к бренду, а так же его половой признак и прочее.
- В своей работе я вывел ряд конкурентных преимуществ, в первую очередь основанных на удобстве в использовании интернет-магазина. Так же большую роль имеет оформление самого сайта, так как именно оно оставляет первое впечатление у клиентов о вашей компании.
Следующий вывод я сделал на основе анализа теории об интернет-маркетинге, который заключается в том, что реклама вашего интернет-магазина является одним из основных залогов успеха, так как именно она заставит клиента обратить внимание на вашу компанию. Был выявлен перечень видов Online рекламы, которую можно преподать клиенту в различных вариантах.
На первый взгляд данное исследование является не столь большим, но если понять его цель и смысл, то можно сделать ряд выводов для себя, которые, впоследствии, будут использованы в реализации собственного интернет-магазина.
[1]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет
[2]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайт
[3]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Информация
[4]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкуренция_(экономика)
[5]Мэнкью Н. Г. Принципы Микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер. с англ. – Спб.:Питер, 2009 – с. 335 – 421
[6]Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегический_менеджмент
[7] Минцберг, Генри Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. [Электронный ресурс] / Генри Минцберг, Куинн Джеймс Брайан, Сумантра Гошал. // Электронная книга. – СПб: «Питер»; М.: «Равновесие»,2004 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. «Экономика») – с 32 – 40
[8] Минцберг, Генри Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. [Электронный ресурс] / Генри Минцберг, Куинн Джеймс Брайан, Сумантра Гошал. // Электронная книга. – СПб: «Питер»; М.: «Равновесие»,2004 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. «Экономика») с 33-40
[9] Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегический_менеджмент
[10]Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, с. 29
[11] Электронный ресурс – http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг
[12] Электронный ресурс – http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг
[13]Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, с. 34
[14] Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/
[15]Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/
[16] JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000 p.13
[17] JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000 p. 14
[18] K. Hassanein, M. Head / Int. J. Human-Computer Studies 65 (2007) 689–708
Библиографический список
- Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction. — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007, С. 832
- Минцберг, Г. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куин, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
- Мэнкью Н. Г. Принципы Микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер. с англ. – Спб.:Питер, 2009 – с.592
- Электронный ресурс – электронная книга Интернет-маркетинг за 55 минут http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/
- JOURNAL OF PRODUCT & BRAND MANAGEMENT, VOL. 9 NO. 1 2000
- K. Hassanein, M. Head / Int. J. Human-Computer Studies 65 (2007) 689–708