УДК 658.5.011

СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Данилина Анна Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данной работе рассматривается проблема лидерства, как основного механизма регулирования компанией на примере российских организаций. Также обозначены основные понятия по теме лидерства и приведены данные и результаты опроса о качествах лидера. Особое внимание уделяется выявлению и описанию основных стратегий лидерства в России. Также выделены ситуационные подходы и теории лидерства в целом.

Ключевые слова: власть, качества, лидерство, менеджмент, организация, руководство, стратегия, теория, управление


STRATEGY OF LEADERSHIP IN RUSSIAN COMPANIES

Danilina Anna Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
In this work raises the problem of leadership as a main mechanism of regulation of a company on examples of Russian organizations. Also outlines the key concepts relating to leadership and presented data and results of the survey about the qualities of a leader. Particular attention is given to the identification and description of the major strategies of leadership in Russia. Were also highlighted situational approaches and theories of leadership in general.

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина А.С. Стратегия лидерства в российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4170 (дата обращения: 29.09.2017).

Введение.

С каждым годом деятельность российских компаний приносит все больше результатов, а сами компании, в свою очередь, выходят на мировую арену. Функционирование компаний становится эффективным в результате воздействия методов регулирования деятельности ее сотрудников. Одним из таких методов является лидерство.

Лидерство – качество управленца (лидера), которое позволяет направлять работу людей на то, чтобы деятельность компании становилась все более эффективной и результативной. Лидер должен уметь мотивировать людей, работающих в компании, создавать комфортные условия для работы, которые вызывали бы желание у сотрудников посещать свое рабочее место.

В ходе этого лидерство начинает играть важную роль в управлении организацией не только в Европе и Соединенных Штатах Америки, но и в России. Российские руководители стали учитывать важность данного понятия в сфере предпринимательства и управления.

Проводилось большое количество исследований, которые подчеркивают актуальность данной темы и проблемы, которая выражается в следующем: политика и методы лидерства в российских организациях.

Объектом исследования является менеджмент и его составная часть – лидерство. А в качестве предмета исследования выступает тактика лидерства в российских организациях.

Целью данной работы является выявление особенностей лидерства в России, проведение опроса среди обычных людей на тему наиболее важных качеств лидера в компании, также выявление уровня лидерства в России, а вместе с тем выявление степени влияния лидера на успех компании и определении его места в управлении бизнесом.

Основная часть.

Понятие лидерства стало появляться в период между 1930-1950 гг., причем оно сразу стало достаточно масштабным и носило систематических характер.

Лидерство- это желание и умение управлять людьми, а также возможность воздействовать на их деятельность для достижения общих целей.

В эти времена проводились исследования, направленные на изучение личных черт эффективных лидеров в различных организациях. В ходе этих исследований появилась личностная теория лидерства. Исходя из нее у всех успешных руководителей есть ряд качеств, благодаря которым они достигли эффективности в своей деятельности и в результате, если бы было возможно выявить эти качества, ими можно было бы научить других людей, чтобы их деятельность начала приносить такие же результаты. Примером таких качеств являются: интеллект, инициативность, общительность и другие. Однако в процессе соотношения вышеперечисленных качеств с личностными качествами руководителей не было найдено каких-то единых. А уже в 1948 году американский психолог Ральф Стадилл определил, что в конкретных ситуациях лидеры действуют по разному и проявляют разные личностные качества. Из всего вышесказанного следует, что руководителю не даны все качества, которые помогли бы ему действовать в каждой ситуации наиболее эффективно, а следовательно личностные характеристики не являются единственными в оценке лидера. Однако не за долго то вывода Р.Стадилла, в 1935 году, Тид Ордуэй, американский исследователь, который специализировался в сфере экономики и бизнеса, выпустил книгу под названием “Искусство лидерства”, где выделил ряд качеств, которые, по его мнению, являются наиболее важными для лидера:

  • Честность;
  • Вовлеченность в дело;
  • Доброжелательность и хорошее расположение духа;
  • Закаленность от внешних факторов( влияющих как на физическое, так и на психологическое состояние человека);
  • Понимание и осознание целей компании, а также направление, в котором она функционирует.

Объединив исследования, проведенные в этой области, в менеджменте, как правило, выделяют два типа лидеров:

  • демократичный лидер, который наделяет сотрудников большей властью и полномочиями;
    • автократичный лидер – руководитель, который считает, что власть должна принадлежать одному человеку, в принятии решений полностью следует своим законным полномочиям, а также использует власть, которая носит принудительный характер, с элементами поощрения.

Впоследствии, Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт выделили еще один тип – смешанный, где каждый из предыдущих двух имеет свою долю вмешательства подчиненных в принятии решений и рассмотрении задач.

В 19-20х вв. были проведены исследования в отношении этой темы. Одним из которых был эксперимент в университете штата Огайо, в основу которого легла цель выделить главные бихевиористские стили лидерства :

  1. Внимание к сотрудникам. В этом случае руководителю свойственны такие манеры поведения, как дружелюбие и открытость в общении. Лидер, как правило, направляет свое внимание на потребности и эмоции подчиненных.
  2. Инициирование структуры. В данном случае лидеру присуще стремление разработать тщательный план действия для подчиненных, а также график их работы. Руководитель уже не уделяет столько времени на чувства сотрудников, как в первом случае, а направляет свою деятельность и деятельность подчинённых на достижение общих рабочих целей.

Говоря на тему лидерства, нередко ставится проблема зависимости методов руководства от конкретных обстоятельств на работе. Это породило ситуационный подход в рассмотрении лидерства и его моделей.

Так, например, в числе первых теория американского психолога Фреда Фидлера. Он выделил два типа лидеров, тем самым пытаясь приблизить каждый из них к конкретным обстоятельствам. Первый из этих типов заключался в том, что лидер ориентируется на рабочие задачи, которые ставит перед собой, а второй в том, что лидер ориентируется на взаимоотношения с подчиненными.

С опорой на эту теорию Ф.Фидлер разработал свою шкалу, которая так же называлась шкалой “наименее предпочитаемого сотрудника” или НПС. Это своего рода система предпочтений лидера в отношении людей, которых он бы хотел нанять на работу. НПС заключается в том, что когда лидер описывает наименее предпочитаемого сотрудника , он может использовать два вида противоположных по значению прилагательных, одни из которых имеют положительное, а другие отрицательное значение. В первом случае лидер принадлежит к типу, который ориентируется на взаимоотношения с подчиненными, а во втором – на поставленные перед собой задачи.

Впоследствии, Ф.Фидлер изучил разные стили руководства, должностные полномочия лидера, ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте и представил это все в виде схемы (своеобразной шкалы).

Кроме того такие ученые, как Пол Херси и Кен Бланчард разработали свою теорию руководства, которая получила название “ситуационная теория”. В этой теории они делали упор на характеристику и степень зрелость служащих, что подразумевает сочетание квалификации сотрудников и их стремление к работе. П.Херси и К.Бланчард считали что каждый из подчиненных в разной мере готов к тому, чтобы приступить к работе.

Существовала еще одна ситуационная теория руководства, которая называлась “путь-цель”. Исходя из этой модели, именно руководитель, являющейся лидером, отвечает за уровень мотивации и стремление к работе сотрудников фирмы, а так же за цели, которые стоят перед ними. Отсюда возникают два способа воздействия на нижестоящих сотрудников:

  1. С помощью объяснения подчиненному методов, с помощью которых он будет иметь возможность получить вознаграждение за выполненную работу;
  2. С помощью “повешения ставки”, то есть путем увеличения желанной награды за труд.

В процессе такого воздействия на подчиненных, лидер может скрыто указывать на манеры поведения на рабочем месте, которые приведут к успешному выполнению необходимой задачи, а впоследствии и к желаемому поощрению за труд.

Говоря о лидерстве, не стоит забывать о том, что понятия лидер и менеджер не являются синонимами, не смотря на то, что они имеют одинаковую взаимодополняющую ценность в управлении компанией. Компания под сильным руководством, но без хорошего лидера в итоге потеряет мотивационные установки и перестанет развиваться, и наоборот, компания, в которой есть эффективный лидер, но не имеет сильного менеджера может быть успешна в начале своей работы, но она не долго продержится на высоких позициях с хорошими показателями, так как без управления организация в конечном итоге потерпит фиаско. Основным отличием менеджера от лидера является наличие официального статуса, а вместе с тем и официальной власти. Лидерство включает в себя систему неформальных отношений, а менеджмент наоборот – формальных.

Качества лидера и менеджера тоже отличаются. У лидера они следующие: неравнодушие к сотрудникам, стремление проявить инициативу, новаторство, доверие в кругу подчиненных, решительность, обладание личной властью, умение вдохновить людей, гибкость, желание к постоянным переменам. В свою очередь менеджер обладают следующими качествами: рациональность действий, умение пользоваться властью, аналитический склад ума, трезвость мышления, наличие должности в компании, способность контролировать ситуацию, необходимые профессиональные навыки.

Лидерство является составной частью руководства, классической функцией которого является траксакционное лидерство, в процессе которого осуществляются управленческие функции. Таксационное лидерство заключается в контакте с сотрудниками. В момент взаимодействия с подчиненными, им объясняются поставленные цели и задачи в работе, а также обсуждаются возможные вознаграждения за проделанный труд.

Также существует таком тип лидерства, как харизматический. Харизматические лидеры очень влиятельны и имеют возможность управлять и направлять деятельность сотрудников в нужное русло. Отношение между лидером данного типа и сотрудниками чаще всего строится на взаимном доверии.

Существуют еще трансформирующие лидеры, которые имеют некоторое сходство с харизматическими. Но, в отличие от последних, они имеют больше потенциала к осуществлению перемен, а также стараются попробовать что-то новое в методах управления. Ими, как правило, движут не столько законы и правила, сколько внутренние ценности, новые идеи и предложения.

Еще одним типом лидерства является интерактивный. Его суть заключается в стремлении к нахождению “золото середины”, а также желание привлечь к работе как можно большее количество сотрудников. Также интерактивные лидеры стараются помочь своим подчиненным в достижении целей, они не равнодушны к ним. Можно сделать вывод, что такой тип лидерства больше характерен для руководителей женского пола (но не во всех случаях).

Наконец, следует отметить последний тип лидерства – сервисный, основной задачей которого является мотивация сотрудников на выполнение работы, а также на достижение поставленных целей. Лидеры сервисного типа стараются не только достигнуть общих задач, но и удовлетворить потребности подчиненных, которые помогли бы им справиться со своей работой.

Для того, чтобы было проще управлять системой лидерства, в менеджменте ввели такое понятие, как стратегия. С помощью стратегии лидерства можно определить какими качествами и знаниями необходимо обладать лидеру, необходимое количество руководителей в компании, а так же цели, которые лидеры должны будут осуществить. Все это можно определить только благодаря доскональному изучению имеющейся ситуации в компании. С помощью четко определенной стратегией лидерства, компания сможет достигать поставленных целей в более ранний срок, а так же используя меньшее количество ресурсов.

Выделяют разные стратегии лидерства, некоторыми из них являются:

  • совершенствование лидерских качеств;
  • нахождение талантливых людей, которые помогут продвинуть компанию вперед с помощью нестандартных подходов к решению проблемы;
  • наличие эффективных способов воздействия на подчиненных;
  • наличие действенной бизнес-стратегии, а также тактик действия в экстренных ситуациях.

В российских компаниях был проведен ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что эффективные руководители, обладающие лидерскими способностями, пользуются следующими тактиками:

  1. Дать идею, но не навязывать ее сотрудникам;
  2. При возникновении спорного мнения относительно какого-либо сотрудника в компании (к примеру, когда лидер считает что он плохой работник, а другие сотрудники считают иначе),устроить ему испытание, в ходе которого спор разрешится;
  3. Приветствуют новых сотрудников и новые предложения для обеспечения разнообразия точек зрения в компании, а также укрепление позиций новаторства в организации;
  4. С легкостью отбрасывают все идеи, которые не пользуются успехом среди сотрудников или которые не приносят положительный эффект компании.

Для того, чтобы идеи руководителей были наиболее эффективными, компании часто прибегают к мерам, которые носят предпринимательский характер. Отличительной чертой таких мер является свободный, а не вынужденный характер их осуществления. Вот некоторые из них:

  1. Лидеры проводят исследования в тех областях, где по их мнению возникают неполадки и проблемы, которые нужно исправить;
  2. Они создают группы работников, которые не имеют между собой сходств (начиная от квалификации и заканчивая увлечениями) для того, чтобы в процессе их работы были разные подходы к одной ситуации;
  3. Знакомятся с разными людьми в компании и вне ее для получения необходимой информации и новостей;
  4. Обговаривают полученные новости и информацию с коллегами, к которым есть доверие.

Не смотря на то, что в России с каждым годом постепенно все больше совершенствуется система лидерства, в вопросе ее формирования по прежнему возникают определенные проблемы. Вот некоторые из них:

  1. Нехватка новых методов реализации старых задач;
  2. Безучастность сотрудников в вопросах деятельности компании;
  3. Нехватка навыков для осуществления поставленных задач.

Также существуют исторические предпосылки, которые влекут за собой отсталость в развитии лидерства. С давних времен в России привыкли к иерархической системе управления из-за того, что власть в основном находилась в руках одного человека, а остальные имели право ей только подчиняться. Все потому, что в то время не было такого доверия к сотрудникам, как, например, есть сейчас (особенно ярко проявляется это в зарубежных компания, где лидеры-управленцы часто советуются со своими подчиненными в принятии решений, касающихся деятельности компании). Тот факт, что в России все еще остались отголоски иерархической структуры управления, не дает российским компаниям выйти на мировую арену и зачастую тормозит развитие непосредственно самих организаций. Но с каждым годом в нашей стране эта проблема становится менее значительной, что приближает показатели наших компаний в эффективности и результативности их деятельности к мировых.

Практическая часть.

Для того, чтобы лучше понять ситуацию лидерства в управлении российскими компаниями, стоит обратиться к опросам и полученным данным.

Проведя исследования и опросив независимых людей, получились следующие результаты:

В ходе первого исследования, людям были предложены качества лидера, которые они должны были расположить в порядке убывания (от самых важных, по их мнению, заканчивая наименее важными). Возраст респондентов составлял 25-32 года. Все они имели постоянную работу в России. То, что ответили респонденты можно увидеть в представленной диаграмме.

Рисунок 1 – Результаты опроса. Качества лидера.

Для второго было опрошено два человека, возраста примерно 40 лет, которые также работают в российских компаниях. Им были заданы следующие вопросы: “С какими проблемами по вашему мнению может столкнуться российская компания при определении стратегии лидерства? Попробуйте предложить путь(-и) их решения”. Были получены следующие ответы:

Владимир К., старший менеджер в компании по продаже мебели: “На мой взгляд в России нет должного доверия к подчиненным, отсюда порождается некий барьер между лидером-руководителем и сотрудником. С наличием такого барьера лидер не сможет воздействовать на подчиненного с тем же результатом, если бы этого барьера не было. Чтобы убрать этот барьер, российские лидеры должны для начала научиться доверять своим сотрудникам, а также в некоторых случаях наделять их большей властью.”

Сергей Д., начальник отдела продаж металлоторгующей фирмы: “Одной из основных проблем в российском системе стратегического лидерства является нехватка квалификации управленцев, то есть у них нет достаточного количества навыков и качеств для того, чтобы называться лидером. Пусть к решению этой проблемы прост. Даже не смотря на то что решение может быть индивидуальным для каждой компании, всегда есть выход в данной ситуации: руководители могут посещать курсы по приобретению навыков лидерства. Им это поможет стать не только успешным лидером, но и впоследствии повысить эффективность деятельности компании.”

Заключение.

Уровень лидерства в российских компаниях на данный момент не является высоким, но организации с каждым годом стараются совершенствовать стратегии и тактики лидерства внутри компании. Это поможет им повысить эффективность и результативность деятельности организации, а также поднять компанию в рейтинге мировых.

В этой работе были выделены основные теории лидерства и руководства, а также были отмечены характерные черты лидерства в России. Проведенный опрос указал важные качества лидера в организации, были выделены проблемы, с которыми сталкивается компании при разработке стратегий лидерства, а также предложены решения по преодолению этих проблем.

Эта работа подчеркнула всю важность понятия лидерства не только в мировых, но и в российских компаниях.


Библиографический список
  1. КОВАЛЕВА Т. Лидерство как стиль управления современной компанией //Режим доступа: http://www.ippnou.ru–сайт НОУ Институт проблем предпринимательства (Дата обращения: 15.05. 2009). – 2004.
  2. Моргунов Е. Б. Лидерство в организации.
  3. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства //Российский журнал менеджмента. – 2007. – Т. 5. – №. 4. – С. 91-100.
  4. Tannenbaum R., Weschler I., Massarik F. Leadership and organization. – Routledge, 2013.
  5. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика //СПб.: Речь. – 2007.
  6. Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – №. 2. – С. 146-155.
  7. Bryman A. Charismatic leadership in business organizations: Some neglected issues //The Leadership Quarterly. – 1993. – Т. 4. – №. 3. – С. 289-304.
  8. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная програм­ма для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — M.: «ИНФРА-М», 1999.- 328с.


Все статьи автора «aniadanilina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: