СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛА

Кильдеев Руслан Хайдярович
Пензенский государственный университет
Аспирант кафедры Менеджмент

Аннотация
Одной из составных частей реализации процесса управления на различных уровнях является формирование целевых программ социального развития. Большой опыт реализации программно-целевого планирования, применявшегося в плановой экономике, позволяет более интенсивно реализовывать на практике комплексные программы, выступающие в качестве инструмента государственного управления. Но в отличие от традиционного планирования программно-целевое управление воплощает системный подход в управлении экономикой и трактуется в широком смысле и как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.
Государство разными методами и способами осуществляет свою социальную политику, поддерживая муниципальные образования с помощью дотаций на развитие, делая государственные заказы на определенный вид продукции, проводя трансфертную политику. Но такие мероприятия, в основном, направлены, на решение текущих задач, в отличие от целевых программ, направленных в большей степени на решение стратегических задач реформирования социальной и экономической сферы.
Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В последние годы обозначилась тенденция роста количества целевых программ, претендующих на поддержку федерального бюджета.

Увеличение общего количества программ сопровождается сокращением фактического их финансирования за счет средств федерального бюджета, что связано с политикой передачи части полномочий на региональный уровень.
Сокращение государственной поддержки создает определенные трудности с привлечением внебюджетных источников финансирования и перемещает сроки реализации мероприятий.

Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и нереальность достаточного бюджетного финансирования всех региональных программных проектов и мероприятий, должна быть откорректирована сама идеология выбора, разработки и финансового обеспечения целевых программ. Она заключается в строгом отборе проблем, требующих программного решения и финансирования приоритетных проектов, способных оказать наибольшее влияние на всю социально-экономическую ситуацию в регионе.
В содержании программ, принятых в последнее время заметны определенные изменения по сравнению с утвержденными в ранее. В них в максимально возможной степени учтены региональные факторы, определена этапность реализации проектов.

Ключевые слова: государственная поддержка, инфраструктура, планирование, развитие региона, региональный целевые программы, социально – экономическая политика, территории, управление


STRUCTURE OF THE REGIONAL TARGET PROGRAM ON DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE VILLAGE

Kildeev Ruslan Haidarovich
Penza State University
graduate student of chair Management

Abstract
One of components of realization of management process at various levels is formation of target programs of social development. The wide experience of realization of the program and target planning applied in a state planned economy, allows to realize more intensively in practice the comprehensive programs acting as the instrument of public administration. But unlike traditional planning the program goals management embodies system approach in management of economy and is treated in a broad sense and as a method of a program embodiment of large administrative decisions, and as realization of an integrated approach at the solution of large-scale social and economic problems.
The state different methods and in the ways carries out the social policy, supporting municipalities by means of grants for development, doing the state orders for a certain type of production, pursuing transfer policy. But such actions, are generally directed, on the solution of the current tasks, unlike the target programs directed more on the solution of strategic problems of reforming of the social and economic sphere.
Programs are very diverse on character, the purpose, volume, time and other signs. Regional and municipal programs are developed for transformation and revival of regions and municipalities.
In recent years the tendency of growth of number of the target programs applying for support of the federal budget was designated.
The increase in total of programs is accompanied by reduction of their actual financing at the expense of means of the federal budget that is connected with policy of transfer of part of powers on regional level.
Reduction of the state support creates certain difficulties with attraction of off-budget sources of financing and moves terms of realization of actions.
Considering the developed social and economic situation in the country and unreality of sufficient budget financing of all regional program projects and actions, the ideology of a choice, development and financial security of target programs has to be modified. It consists in strict selection of the problems demanding software solution and financing of priority projects, capable to have the greatest impact on all social and economic situation in the region.
In contents of the programs accepted recently certain changes in comparison with approved in earlier are noticeable. In them in the greatest possible degree regional factors are considered, staging of implementation of projects is defined.

Keywords: infrastructure, management, planning, region development, regional target programs, socially – economic policy, territories, the state support


Библиографическая ссылка на статью:
Кильдеев Р.Х. Структура региональной целевой программы по развитию социальной сферы села // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2841 (дата обращения: 15.03.2024).

Подготовка целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета, осуществляется в сроки, определяемые решениями в части разработки проекта регионального или муниципального бюджетов.

Оформление региональной программы предваряет процесс сбора и обработки необходимой информации, с учетом следующих требований:

- информация должна собираться непрерывно и целенаправленно;

- должны опираться на достоверные источники;

- должны быть достаточно гибкими (учитывающими изменения внешних факторов);

- процессы сбора и обработки информации не должен носить случайный характер, а иметь динамику и механизм мониторинга социальных и экономических явлений [1].

Главная задача этапа сбора и обработки информации заключается в том, чтобы на основе его можно было достаточно точно зафиксировать позиции и уровень развития местного сообщества, определить его стартовые возможности.

Региональная целевая программа по развитию социальной сферы села должна включать в себя титульный лист, паспорт программы, основное содержание, приложения к региональной целевой программе [2].

Паспорт дает общее представление о содержании целевой программы, в нем формулируются цели и задачи, решаемые с помощью программы, определяются сроки реализации, состав исполнителей, ресурсная база, ожидаемые результаты (табл. 3).

Основное содержание региональной целевой программы состоит из следующих разделов:

1 Постановка проблемы, на решение которой направлена региональная целевая программа.

В этом разделе дается развернутая характеристика проблемной ситуации в развитии сельской социальной инфраструктуры в регионе по следующим позициям:

• оценка влияния на процесс развития сельской социальной инфраструктуры в регионе внешних и внутренних факторов (состояние законодательной базы на федеральном и региональном уровне, меры государственной поддержки, наличие региональных программ и т.д.);

• анализ причин, сдерживающих развитие социальной сферы села. Необходимо провести анализ состояния: численность и размещение объектов социальной инфраструктуры; численность населения территории; бюджетное финансирование социальной сферы; инвестиционная привлекательность [1].

Таблица 1.3 – Паспорт программы развития социальной сферы села

Наименование программы

Целевая программа «Развитие социальной сферы села»

(субъекта Российской Федерации) на 20__-20__ годы»
Основание для разработки программы Наименование и дата принятия правового акта о разработке региональной программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего законодательного или правового акта):
Государственный заказчик, координатор программы Орган управления (министерство, департамент, комитет, главное управление, управление)
Разработчики программы
Цели программы
Задачи программы
Сроки реализации программы (этапы)
Объемы и источники финансирования программы
Контроль реализации программы (со стороны заказчика программы)

Проводится сопоставление тенденций развития социальной сферы села в регионе с динамикой в целом по Российской Федерации и в наиболее успешных в этом отношении субъектах. Оценивается степень влияния факторов сдерживающих развитие сельской инфраструктуры в регионе. Важно указать, насколько актуальной для сельских учреждений социальной сферы является проблема обучения и повышения квалификации кадров, а также недостаток финансовых средств на цели их обучения;

• выявление предпосылок, благоприятствующих развитию социальной сферы на селе. В качестве предпосылок рассматривается потенциальный спрос на услуги социально-культурных и бытовых учреждений, инфраструктурная обеспеченность населения.

• возможность привлечения внебюджетных источников средств, в том числе средств банков и других потенциальных инвесторов;

• оценка взаимосвязи целей программы с приоритетами социально-экономического развития региона.

• обоснование целесообразности применения программно-целевого метода решения проблемы.

2 Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

В данном разделе содержатся развернутые формулировки целей и задач региональной целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей. При этом следует исходить из требований, предъявляемых к целям программы:

• соответствие целей компетенции государственных заказчиков региональной целевой программы;

• цели должны быть реально достижимыми;

• должен существовать инструмент измерения при проверке достижения целей;

• должен быть разработан график, в котором определяются сроки достижения целей и этапов реализации региональной целевой программы.

Таким образом, происходит процесс формирования границ целеполагания или определяются сферы ответственности органов местного самоуправления перед государством и населением.

3 Система программных мероприятий

Система программных мероприятий обеспечивает осуществление региональной целевой программы. Кроме перечня самих мероприятий, которые предполагается реализовать, в этот раздел необходимо включить информацию о потребности в ресурсах для реализации каждого мероприятия (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках.

В рамках реализации поставленных региональной целевой программой задач необходимо предусмотреть проведение следующих основных мероприятий.

3.1 Создание объектов социальной инфраструктуры, улучшение социально бытовых условий проживания на селе

3.2 Подготовка кадров для работы в сельской местности

3.3 Методическое, организационное и информационное обеспечение мероприятий

3.4 Создание фонда поддержки развития социальной сферы села

4 Ресурсное обеспечение программы

Сельское развитие, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов. Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории.

На сегодня особенно актуальным в ресурсном обеспечении ставится вопрос по увеличению бюджетного потенциала. А это предусматривает прежде всего:

- улучшение сбора налогов;

- оптимизацию цен на земельные участки и арендной платы, за использование муниципальной собственности;

Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов, необходимо отметить значительную роль в системе ресурсов кадрового потенциала территории и правовой ресурс. На практике видно, что наличие материальных ресурсов не всегда может означать богатство и высокий жизненный уровень населения, проживающего на данной территории.

За годы реформ появились новые ресурсы территории. Такие, как: информационный ресурс, предпринимательский потенциал хозяйствующих субъектов, инновационная деятельность.

5 Механизм реализации программы

Механизм реализации региональной целевой программы представляет собой совокупность организационных, экономических и правовых мер, мониторинг и порядок корректировки этапов осуществления программы, объемов финансирования и сроков реализации мероприятий, условия досрочного прекращения целевой программы. Государственный заказчик-координатор программы – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – осуществляет координацию деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, бюджетных организаций социальной сферы и иных участников реализации программы.

В соответствии с действующим законодательством проводится конкурс на исполнение отдельных мероприятий программы.

6 Организация управления программой и контроль ее выполнения

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации региональной целевой программы государственный заказчик-координатор региональной целевой программы ежегодно уточняет показатели эффективности целевой программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Руководитель структурного подразделения региональной администрации, определенного государственным заказчиком – координатором целевой программы, является и ее руководителем, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты целевой программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией целевой программы, возглавляет научно-координационный совет (при его наличии).

Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке.

Экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий целевой программы организуются с участием государственного заказчика целевой программы, заинтересованных структурных подразделений администрации и органов местного самоуправления. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и местных бюджетов, конечные результаты целевой программы.

Рассмотренная схема формирования, целевых программ социального развития основанная на многоуровневой структуре стандартизирует процесс формирования программ и устраняет ошибки, связанные с недоучетом необходимых элементов. Стандартная схема представления целевых программ создает возможность для их сопоставления в случае, если они разрабатывались на разных уровнях власти и выбора лучших вариантов. Она же, начатых другими экспертами. Единая схема облегчает решение задачи учета и внесения изменений в программу, обеспечивая возможность доработки в случае корректировки каких-либо критериев.

При использовании многоуровневой структуры программы более эффективно осуществляется мониторинг выполнения целевых показателей, в связи с тем, что детально можно разделить сферу ответственности между субъектами осуществляющими мероприятия в рамках программы.


Библиографический список
  1. Методика составления региональных и муниципальных программ развития системы сельской кредитной кооперации//Утв. Министерством сельского хозяйства Р.Ф . 14.04.2006 г.
  2. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством [Текст] / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков // Московский общественный фонд. – 1997. – Издание второе, дополненное. – С.69-137.


Все статьи автора «Ruslan_penza»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: