Технический прогресс не стоит на месте, и сегодня одной из самых обсуждаемых тем в деловом мире является – облачный сервис, или облачное хранилище. Эта услуга предоставляется какой либо организацией, она выделяет виртуальное пространство (в ограниченном объеме) на сервере для хранения различной информации. Пользователь имеет возможность загружать данные с помощью программы на облачный сервер, и эти данные будут доступны ему с других компьютеров или смартфонов. Кроме того, облачный сервис позволяет пользоваться удаленно различными программами.
В отличие от традиционных серверов, облачный сервис наиболее востребован в среде малого и среднего бизнеса. Как правило, бизнес-процессы небольших компаний довольно просты, и для удовлетворения их нужд достаточно внедрения продуктов SaaS. Дословно это расшифровывается как Software as a Service – «программное обеспечение как услуга»[1]. Сервисы этой группы выглядят как обыкновенные интернет-сайты, но работают как полноценные программы.
Таблица 1. «Плюсы» и «минусы» облачного сервиса.
«Плюсы» | «минусы» |
|
|
Существует множество положительных моментов использования в организации облачных сервисов. Экономия средств очевидна, в ситуации расширения организации, при условии использования удаленного компьютера существенно снижаются требования к технической составляющей ПО организации. Также, ресурсы выделяются по мере их необходимости, в любой момент можно увеличить или сократить мощность. Для подобных изменений раньше требовались месяцы.
Неоспоримое преимущество данной технологии заключается в мобильности сотрудников организации. Возможность извлечения данных из «облака» с любого другого компьютера или даже смартфона, ликвидируют проблемы доступа к данным при, предположим, переезде головного офиса.
Конечно, есть и негативные моменты в применении облачных сервисов. К сожалению, безопасность – это все еще предмет споров сторонников и противников использования облачных технологий. По мнению Юлии Кононовой, директора по развитию бизнеса компании «Даталайн»: « – Этот вопрос имеет две стороны: реальное обеспечение безопасности данных наших клиентов с применением лучших технологий и практик, а также подтверждение соответствия наших процессов обеспечения безопасности требованиям стандартов и законодательства. От нас это требует участия в регулярных аудитах, проверках и пр. с целью подтверждения соответствия провайдера облачных сервисов требованиям стандартов и законодательства, а от клиента — обоснования возможности и необходимости выноса важных информационных систем на облачную платформу, находящуюся на сторонней площадке, для чего приходится очень много и кропотливо работать службам собственной безопасности клиентов (вместе с ИТ-директорами) и нашим специалистам. Однако сказанное касается в основном крупных компаний. Среднему бизнесу вполне достаточно демонстрации наших технических решений и действующих сертификатов»[3]. Таким образом, можно сделать вывод, что данная проблема вытекает из менталитета граждан. Специалисты критически и, часто, даже предвзято относятся к появляющимся на рынке технологиям, и даже явные преимущества в экономической эффективности не могут перевесить предвзятое отношение и неготовность служб информационной безопасности следовать технологическим веяниям [3].
Повсеместный переход к облачным сервисах, как в России, так и в мире – лишь вопрос времени. Основная причина непопулярности данных решений в неготовности многих ИТ-департаментов организаций к существенным изменениям инфраструктуры. Действенным решением для развития облачных вычислений в России может оказаться переход к оказанию различных государственных услуг на основе этих сервисов.
Библиографический список
- Облачные технологии в бизнесе, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kontur89.ru/index.php/9-uncategorised/72-malyj-biznes-i-oblachnye-tekhnologii
- Литвиненко Ю. Облачные сервисы для бизнеса: от сокращения капитальных затрат к мгновенному выделению ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.itmane.ru/node/487
- Орлов С. Облачные сервисы: надежность и безопасность [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.osp.ru/lan/2012/12/13033028/