Долгие годы среди экономистов ведутся споры о роли государства в международной торговле. Что лучше – протекционизм, основной особенностью которого является государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, или же свобода торговли, которая сводит вмешательство государства во внешнюю торговлю к минимуму?
Итак, свободная торговля – политика наименьшего государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Создание зон свободной торговли является одним из необходимых условий интеграционного объединения стран. На этапе создания зон свободной торговли страны – участники объединений полностью отменяют таможенные тарифы во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами [2, с.365]. Благодаря свободной торговле, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Теперь каждая страна может производить только те товары, затраты на производство которых относительно ниже затрат в других странах. А товары, на которых данная страна специализируется, можно обменивать на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Естественно, что каждая страна производит те или иные товары в зависимости от насыщенности теми или иными факторами производства. В этом и заключается основной плюс свободной торговли: производить внутри страны товары с наименьшими издержками и закупать у других стран товары, затраты на производство которых высоки. Протекционизм же (барьеры на пути свободной торговли) уменьшает или сводит, на нет выгоды от специализации [3, c.120].
Кроме этого, к положительным эффектам свободной торговли можно отнести повышение качества создаваемой продукции. Ведь с созданием зон свободной торговли у отечественных производителей появляются конкуренты в лице иностранного сектора. Соответственно, чтобы сохранить свое положение на рынке и удержать клиентов, национальные производители стараются всячески усовершенствовать предлагаемую продукцию. Также, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков, что ведет к обогащению отечественных производителей.
Но, присоединяясь к любому интеграционному объединению, страна хоть и получает все представленные выше преимущества, ей также приходится идти и на некоторые уступки в доступе на свои рынки и терпеть неудобства в отношении торговли с третьими странами.
При полном невмешательстве государства никто не сможет обеспечить национальному производителю защиту от иностранной конкуренции. Это может привести к закрытию многих отечественных предприятий и упадку национальной торговли. Дешевый импорт приведет к закрытию ряда предприятий, что в свою очередь вызовет увеличение безработицы, что довольно сильно отразится на государстве в целом.
Нельзя забывать и о том, что возрастание зависимости страны от поставок из-за рубежа, может привести к ослаблению политической независимости.
Не все страны войдут в интеграционное объединение. Это может привести к тому, что местным потребителям придется сменить более выгодный внеинтеграционный источник поставки продукции на менее эффективный внутриинтеграционный источник, в результате устранения пошлин в рамках таможенного союза (эффект отклонения торговли) [2, с.374]. Кроме этого, отечественный производитель может потерять потребителей своей продукции в лице третьих стран, что приведет к сокращением продаж. А раз упадут доходы отечественных фирм-производителей, то и государство получит от них меньшую сумму налогов.
Таким образом, мы видим, что свободная торговля не есть однозначное благо. И как же создать условия, которые бы максимально удовлетворяли все стороны, перешедшие к свободной торговле? Для этой цели создаются специальные организации, в рамках которых проводятся дипломатические переговоры о создании наиболее благоприятных режимов и тарифов для своих участников. Одной из таких ведущих организаций является ВТО – межправительственная международная организация, разрабатывающая основные принципы и нормы международной торговли. Организация начала свое существование в 1947 году, когда первыми ее членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.
Можно сказать, что ВТО представляет собой крупнейший международный форум для обсуждения и переговоров по вопросам многосторонних торговых отношений. В настоящее время ВТО регулирует около 97% мировой торговли. Только так, совместно решая многие экономические вопросы можно добиться взаимопонимания.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином “Многосторонние торговые соглашения” (МТС). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО [4].
Вступая в ВТО, его участник получает гарантированный доступ на рынки всех стран-членов ВТО, но взамен также должен предоставить определенные льготы в доступе к своему рынку. Участник получает доступ к международному механизму разрешения торговых споров. Таким образом, страны смогут защищать свои интересы, в случае их ущемления. В стране будут созданы условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций в страну, но в то же время многие национальные производители окажутся неконкурентоспособными. Вступление в ВТО позволит повысить доходы государства в результате роста торгового оборота, а также рост экспорта увеличит занятость населения. Но государству придется сокращать тарифы на многие ввозимые товары, что не может не сказаться на бюджете страны. При присоединении к ВТО за счет обеспечения прозрачности и гласности будет вестись более эффективная борьба с коррупцией, что особенно актуально для нашей страны [1, с.31].
Таким образом, видно, что, несмотря на все плюсы, приобретаемые страной при вхождении в ВТО, присоединяясь к этой организации, страны теряют возможность свободно и независимо определять свою внешнеторговую политику. Поэтому каждая страна отдельно должна решить для себя вопрос о вступлении в ВТО.
Библиографический список
- Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и поблемы присоединения России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2008. – 152 с.
- Киреев А.К. Международная экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. отношения, 2005. – 416 с.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.изд. – М.: ИНФА-М, 2003. – XXXVI, 972 с.
- http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6