АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Шевелева Анастасия Андреевна
Дальневосточный федеральный университет
Студентка 2 курса

Аннотация
В статье говорится об антиинфляционной политике государства, основных взглядах на нее. Подробно рассматриваются основные инструменты антиинфляционной политики, определяется их влияние на экономические процессы. Также в статье уделяется внимание методам проведения данной политики.

Ключевые слова: бюджетная политика, инфляция, кейнсианский подход, кредитно-денежная политика государства, монетаристский подход


ANTI-INFLATION POLICY OF THE STATE

Sheveleva Anastasiia Andreevna
Far Eastern Federal University
The second-year student

Abstract
The article includes information on the anti-inflation policy of the state, the main views on it.The basic tools of anti-inflation policy are reviewed in detail, and determined their influence on economic processes.Also, attention is given to the methods of this policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2184 (дата обращения: 17.03.2024).

Сейчас в мире нет стран, в которых бы отсутствовала инфляция. Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции – это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс. Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства. Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям. Небольшая инфляция (до 10 %) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику.

Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики. Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы. Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны.

Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты [1, с 22].

Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход основывается  на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения. Кейнс считал, что повысить уровень предложения возможно с помощью создания эффективного спроса, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей. Эффективный спрос правительство стимулирует таким образом, что предоставляет крупным частным организациям значительный государственный заказ. В итоге приводится в движение большое число предприятий. Спад снижается и сокращается безработица. Предложение, подстегиваемое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к тому, что цены падают, и сокращается инфляция.

Монетаристский подход

Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным и ограничиваться только денежной сферой, т.е. правительству необходимо поднять ставки по процентам и уменьшить количество свободных денег. Вместе с ограничением спроса, по мнению монетаристов, необходимо увеличивать совокупное предложение. Это возможно сделать, если государство продаст часть своей собственности (частичная приватизация), усилит антимонопольную политику и будет поддерживать мелкий и средний бизнес. Отличительной чертой монетарных подходов является приверженность концепции открытой экономики. Страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Основная цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане[7, с 15]. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как:

Бюджетная политика, т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.

Методы бюджетной политики:

  • Изменения существующего объема производства. Повышение реального объема производства увеличивает реальные доходы от основных источников налоговых поступлений. Также увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменение ставки процента. Увеличение номинальных процентных ставок приводит к росту реальных расходов на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Встроенные в бюджетную систему автоматические стабилизаторы, такие как подоходные налоги и пособий по безработице, обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.

Проблемы бюджетной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит определенное время; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также существует временной интервал между тем временем, когда принимается решение о бюджетных мерах, и моментом, когда эти меры начнут воздействовать на уровень цен; проблемы в политической сфере; эффект вытеснения  инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта.

Кредитно-денежная политика государства. Данный инструмент антиинфляционной политики отражает основные взгляды монетаристов. Главную роль, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику. Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е. изменения находящихся в обороте денежных средств. В странах с рыночной экономикой центральные банки влияют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые в разных странах и при разных условиях отличаются[2, с 15].

Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму тартетирования инфляции. Таргетирование инфляции — это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных  показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также  признанием того, что низкая и стабильная инфляция – основная долгосрочная цель фискальной политики [5, с 104].

Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен [6, с 10].

Условия перехода к таргетированию инфляции в России:

  1. Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
  3. Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса [2, с 95-96].

Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Ставка рефинансирования Центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования, который применяют и для сдерживания инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования. Важно отметить, что в краткосрочном периоде антиинфляционная политика приводит к росту безработицы и снижению выпуска. В то время как правительство сокращает расходы государства и урезает денежную массу, происходит снижения цен. Однако заработная плата остается неизменной. При таких условиях прибыль фирмы падает, поэтому она сокращает объем выпуска продукции, а значит, снижается и занятость населения.

По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы. «Шоковая терапия» -   жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств. Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию [8, с 223].

«Шоковая терапия» обычно опирается на монетаристские меры управления инфляцией: свёртывание активности хозяйственного сектора, широкую либерализацию хозяйственной жизни, жесткое ограничение роста денежной массы, освобождение цен, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. и создающим условия его пополнения в будущем, что позволяет избежать резкого экономического спада и безработицы.

Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства,  важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование  процесса ценообразования.  [9, с 195].

Вывод

Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов. Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики  непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику. Необходимо учитывать, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и в большей степени влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.


Библиографический список
  1. В.И. Карпунин, Т.С. Новашина. Антиинфляционная политика: методология формирования// Московский финансово-промышленный университет «Синергия». 2011. №5 (16-24)
  2. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Дело, 2010
  3. Гринберг Р.С. Инфляция и антиинфляционная политика в условиях рыночных реформ. М.,1995
  4. Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. 2007. № 10.
  5. Чаркин А. В. Теоретические основы инфляционного таргетирования// научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011 (103-110).
  6. Улюкаев, А., Дробышевский, С., Трунин, П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики. 2008.  № 1. (С. 2–15).
  7. Красавина Л.И. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирование в России: системный подход // Деньги и кредит. 2011. № 3
  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика – М.: «Дело и сервис». 2004. 448с.
  9. Введение в макроэкономику : учебное пособие/Матвеева Т. Ю.; Гос.ун-т высш.шк.экономики. 2008. 450с.


Все статьи автора «Настя Шевелева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: