КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Задорожняя Елена Константиновна
Южный федеральный университет
к.э.н., доц., доцент кафедры инноватики и экономического проектирования

Аннотация
В статье рассматривается процесс реализации коллегиальной модели управления вузом, анализируются ее преимущества и недостатки. Описываются основные элементы организационной структуры вуза, позволяющие соблюдать принципы единоначалия и коллегиальности, затрагиваются вопросы локального нормотворчества в вузе.

Ключевые слова: вуз, коллегиальность, локальные нормативные акты, организационная структура управления


COLLEGIAL GOVERNANCE MODEL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Zadorozhnyaya Elena Konstantinovna
Southern Federal University
Associate Professor, Department of Innovation and economic design

Abstract
This article discusses the process of implementing the collegiate model of university management, analyzed its advantages and disadvantages. Describes the key elements of the organizational structure of the university, allowing to observe the principles of unity of command and collegiality, addresses the issues of local law-making at the university.

Keywords: collegiate, high school, local regulations, management, organizational structure


Библиографическая ссылка на статью:
Задорожняя Е.К. Коллегиальная модель управления высшим учебным заведением // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3423 (дата обращения: 12.03.2024).

Организационная структура в контексте повышения качества подготовки специалистов различного уровня должна базироваться на принципе сохранения структурной децентрализации, которая признана максимизировать как финансовую, так и академическую эффективность вуза для его функционирования и устойчивого развития в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.[1] С другой стороны, структура должна оставаться хорошо управляемой, что предопределяют новые требования ко всей системе организации управления вузом.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) управление образовательной организацией осуществляется на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности, что предполагает формирование коллегиальных  органов управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация коллегиальных принципов управления вузом повышает качество и легитимность управленческих решений и распространяется, соответственно, на сферы деятельности вуза, что должно обеспечиваться преимущественно через профессиональное или экспертное представительство. Коллегиальность непосредственно встраивается в процесс принятия управленческих решений, в отличие от самоуправления, которое  реализуется посредством функций на всех этапах управленческого цикла, начиная с планирования и заканчивая контролем.

Ученый совет реализует принципы коллегиальной модели управления вузом, которая рассматривалась в исследованиях по университетскому управлению одной из первых. В трудах Дж. Милета [5] и П. Гудмана [4] подробно освещены вопросы коллегиального способа принятия решений в университете, при котором преподаватели регулируют деятельность университета, вырабатывая решения путем длительных переговоров, что предполагает отсутствие жесткой иерархии. Основные характеристики коллегиальной модели управления представлены на рис. 1.

 

Рис. 1 –– Основные характеристики  коллегиальной модели управления [2]

Чисто коллегиальная модель управления была характерна для средневековых университетов. В современных реалиях под коллегиальной моделью подразумевают такую модель, в которой преподаватели, административно-управленческий персонал, студенческое сообщество принимают участие  в процессе управления и имеют значимые права, а сам процесс принятия управленческих решений коллегиальный характер.

С 2012 года все вузы, имеющие государственную аккредитацию должны иметь попечительские советы. Наиболее в полном объеме современная коллегиальная модель реализуется в федеральных автономных образовательных учреждениях. Реализуя согласно законодательству принципы единоначалия и коллегиальности, федеральные государственные автономные образовательные учреждения системы высшего профессионального образования должны иметь следующие элементы в организационной структуре управления:

- ректор;

- ученый совет;

- попечительский совет;

- наблюдательный совет.

Также в управление данным учреждением могут быть введены методический совет, научно-методический совет, совет по качеству, совет студенческого самоуправления и т.д. Коллегиальные органы управления для регулирования внутривузовских отношений вырабатывают локальные нормативные акты по направлениям деятельности вуза.

Коллегиальные органы управления вузом могут быть постоянными и временными, иметь неодинаковый статус, уровень предоставляемых полномочий и выполнять разные задачи в вузе. Коллегиальные органы управления можно разделить на коллегиальные органы информационного характера, совещательного, уполномоченные принимать решения и осуществляющие контроль. Коллегиальные органы управления вырабатывают локальные нормативные акты высшего учебного заведения.

Локальный акт высшего учебного заведения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления вуза для регулирования внутривузовских отношений. Локальные нормативные акты действуют в пределах конкретного вуза и не могут регулировать отношения, складывающие вне образовательного учреждения.

Функцией локального нормативного акта является, прежде всего, детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данного вуза, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном учреждении, иных условий существования коллектива вуза. К основным локальным нормативным актам относятся устав вуза, приказы, постановления, решения, положения, инструкции, правила и т.д.

Принятие субъектами локального нормотворчества вуза качественных актов, способных эффективно воздействовать на различные сферы деятельности университета, в значительной степени зависит от информационного обеспечения процесса нормотворчества, учета предшествующего нормотворческого опыта и направлено на сбалансированное упорядочивание корпоративных отношений организации.


Библиографический список
  1. Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №2. – С. 24-34.
  2. Панова А.А. О структуре управления и принятии решений в российских вузах / Препринт WP10/2006/05. — М.: ГУ ВШЭ, 2006
  3. Привалова И.Н. Роль концепций деятельности высшего учебного заведения и моделей управления вузом в формировании вуза будущего // Электронный ресурс. Режим доступа [http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy/Privalova%20I.N..pdf]. Дата обращения 18.11.2013 г.
  4.  Goodman P. The Community of Scholars. N. Y.: Random House, 1962
  5. Millett J.D. The Academic Community. N. Y.: MC Graw-Hill, 1962.


Все статьи автора «Задорожняя Елена Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: