УДК 33

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА

Пивоваров Иван Владимирович
Южно-Российский институт ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме разработки и реализации кластерной стратегии управления высшим учебным заведением. Разработанная автором организационно-институциональная модель реализации кластерной стратегии образовательной организации способствует выявлению проблем и ограничивающих факторов развития вуза, а также принятию управленческих решений в целях повышения эффективности использования ресурсов организационного развития.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, кластерная стратегия, стратегическое управление


ORGANIZATION AND INSTITUTIONAL MODEL OF CLUSTER STRATEGY REALIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Pivovarov Ivan Vladimirovich
South Russia Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
junior lecturer of the Management Department

Abstract
The paper deals with the problem of development and implementation of cluster strategy of higher educational institution. The organization and institutional model of cluster strategy realization, developed by author, fosters a detection of problems and barriers of university development, as well as taking correct managerial decisions with a purpose to increase the efficiency of using the resources of organizational development.

Keywords: cluster strategy, higher educational institution, strategic management


Библиографическая ссылка на статью:
Пивоваров И.В. Организационно-институциональная модель реализации кластерной стратегии вуза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3155 (дата обращения: 30.09.2017).

Современные тенденции эволюции национальной высшей школы свидетельствуют об интенсификации взаимодействия инновационного развития и системы подготовки кадров. Внешняя среда системы высшего профессионального образования, трансформируясь, создает предпосылки для создания новой организационной модели, которая, сохраняя основные функции и традиции отечественной высшей школы, интегрирует рыночное измерение свободы университетской деятельности. Другими словами, в настоящее время активно внедряются методики рыночно-стратегического управления вузами, одним из которых является кластерная стратегия повышения эффективности управления учебными заведениями высшего профессионального образования.

Необходимость кластерного взаимодействия высших учебных заведений с властными и бизнес-структурами обусловлена условиями функционирования национальной системы высшего образования, предъявляющими новые количественные и качественные требования к деятельности образовательных организаций. В этой связи детерминирующим фактором формирования и обеспечения эффективного функционирования высшего учебного заведения выступает кластерная стратегия, что обусловливает необходимость исследования системы стратегического управления учреждениями высшего профессионального образования и технологии кластерных объединений образовательной и бизнес-среды.

В научной и методической литературе представлено большое количество вариантов концептуального обоснования стратегического управления, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. По нашему мнению, существующие альтернативные исследовательские позиции могут быть сведены к одному из трех подходов:

1) Анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения [1,2].

2) Цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения [3,4,5].

3) Деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии [6].

В целом, существующие концептуальные подходы к пониманию стратегического управления допускают различные комбинации и добавления новых акцентов. Так, например, Шифрин М.Б., следуя целевому подходу, рассматривает стратегическое управление как деятельность,
направленную на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов [7].

О.С. Виханский объединяет целевой и деятельностный подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении [8].

В свою очередь Ю.Н. Лапыгин, ориентируясь на субъектно-целевую методологию, определяет стратегическое управление как циклический процесс, состоящий из процедур формулировки, внедрения и контроля, а также как систему достижения целей [9].

А. Карлик и В. Платонов как современное направление стратегического менеджмента рассматривают ресурсно-ориентированный подход, имеющий междисциплинарный характер и позволяющий выявлять стабильные конкурентные преимущества на основе целостного представления о фирме как о комплексном явлении [10, c. 29].

По нашему мнению, стратегическое управление представляет собой систему взаимосвязанных и взаимоувязанных воздействий на объект управления, направленных на сбалансированное перспективное использование различного рода ресурсов внешней и внутренней среды и позволяющих обеспечить устойчивый характер функционирования образовательной организации в долгосрочном периоде. Таким образом, определив сущность стратегического управления, представляется целесообразным выявить особенности стратегического управления деятельностью высшего учебного заведения.

Трансформация классической модели вуза, вызванная изменениями внешней среды, появление вузов инновационного и предпринимательского типа сопровождается разработкой кластерной стратегии управления как системообразующего фактора эффективности деятельности вуза в современных условиях. Необходимость разработки кластерной стратегии вуза объясняется совокупностью объективных факторов. Среди них, в частности, выделяют следующие:

- недостаточное финансирование национальной системы образования, усугубляющееся противоречиями рынка образовательных услуг и рынка труда: в Российской Федерации в 2011 г. признано безработными 71,53% выпускников начального профессионального образования, 67,52% выпускников среднего профессионального образования и 60,55% выпускников высшего профессионального образования [11, c. 11];

- глобализация рынка образовательных услуг, интеграционные процессы в национальных системах образования, которые протекают на фоне конкуренции вузов за ресурсы [12, c. 6];

- введение новых моделей финансирования вузов, учитывающих реальное число студентов;

- модернизация государственно-общественной системы управления образованием, развитие отечественной аккредитации вузов и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сертификации квалификаций выпускников и др.

Вышеуказанные причины обусловливают необходимость применения кластерной стратегии управления вузом, которая будет способствовать решению многих актуальных проблем его функционирования, в том числе повышению востребованности его выпускников на рынке труда. Вузы сталкиваются с необходимостью регулярно учитывать интересы работодателей в своей образовательной деятельности и, таким образом, нести социальную ответственность перед ними. В условиях отсутствия гарантированного распределения выпускников на рынке труда вузы обязаны изыскивать пути взаимодействия с работодателями, привлекая их как партнеров, участников отдельных стадий образовательного процесса, доноров популярных брендов и заинтересованных инвесторов [13, c. 31].

Образовательный кластер представляет собой стратегическую форму межотраслевой концентрации ресурсов, формируемую и реализуемую на базе учреждения высшего профессионального образования («структура-интегратор») для реализации частных, корпоративных, общественных, региональных и государственных интересов за счет спецификации и повышения уровня аллокации различного рода ресурсов.

Основываясь на исследованиях в сфере кластеризации предприятий и бизнес-процессов [14,15,16,17], а также учитывая особенности внешней и внутренней среды высших учебных заведений, разработаем организационно-институциональную модель реализации кластерной стратегии высшего учебного заведения (рис. 1).

Совокупный процесс, происходящий в образовательном кластере представлен в функциональном модуле А0. Вход процесса отображен в нижней части функционального модуля, выход процесса – в верхней части, управляющее воздействие – в левой части, исполнитель – в правой части.

Функциональные модули модели объединены дугами – объектами, детерминирующими кластерные процессы (материальные, информационные, финансовые и др.).

Схема функционального модуля А0 представляет единую систему, детализация которой представлена на нижнем уровне. На схеме 2-го уровня представлены функциональные модули, отражающие основные функции кластерной структуры и основные процессы, происходящие в ней.

Функциональный модуль А1 «Обеспечение абитуриентами/слушателями» демонстрирует обеспечение образовательного процесса абитуриентами и слушателями.

Функциональный модуль А2 «Подготовка кадров» демонстрирует присутствие в кластере основного системообразующего процесса – подготовки кадров, которая и является основной целью функционирования образовательного кластера.


Рис. 1 – Организационно-институциональная модель реализации кластерной стратегии вуза

Функциональный модуль А3 «Трудоустройство» выступает по отношению к модулю А2 и всему процессу, происходящему в кластере, в качестве выходного модуля. Продукт, т.е. готовый специалист, остается внутри кластера. Трудоустройство специалистов характеризует воспроизводственную функцию кластера, мотивируя организаций-участников образовательного кластера к инвестициям в развитие человеческого капитала.

Функциональный модуль А4 «Участие предприятий в разработке образовательных программ и образовательном процессе» характеризует степень вовлеченности структурных элементов кластера в образовательный процесс, степень эффективности функционирования данного модуля определяет результаты функционирования базового кластерного процесса, его адаптивность к изменению условий рыночной конъюнктуры.

Функциональный модуль А5 «Обеспечение образовательного процесса кадрами» представляет собой наличие в кластере многоуровневой системы подготовки научно-педагогических работников (профильные классы в школах – начальное и среднее специальное образование – высшее профессиональное образование – послевузовское профессиональное образование).

Функциональный модуль А6 «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации» представляет собой набор процессов, дополняющих основной процесс А2 «Подготовка кадров» и отражающих необходимость периодического совершенствования знаний и профессиональных навыков.

Функциональный модуль А7 «Инфраструктурная поддержка» подразумевает деятельность органов государственного и муниципального управления, профессиональных объединений, союза работодателей, консалтинговых и других организаций в части оказания содействия функционированию образовательного кластера.

Проект создания образовательного кластера на базе Южно-Российского института-филиала РАНХиГС можно отнести к проектам с малыми рисками, так как:

- уровень вовлеченности научно-педагогических кадров, как показали исследования, имеет положительную динамику;

- не происходит значительной диверсификации деятельности ЮРИФ РАНХиГС и, в целом, кардинального изменения основной деятельности.

Поэтому для оценки эффективности проекта рекомендуется использовать формулу Пасифико [18, c. 233]:

, где

– вероятность технического успеха (1);

– вероятность коммерческого успеха ( 1).

С другой стороны, эффективность образовательного кластера как формы стратегической межотраслевой концентрации ресурсов может быть оценена посредством комбинации экономического анализа и теории решений И. Ансоффа:

, где

– суммарная прибыль за время существования продукта (проекта);

– вероятность технического успеха;

– вероятность коммерческого успеха;

– совокупные издержки и прямые капитальные вложения;

– коэффициент экономии за счет совместного использования материальной базы и т.п.;

, – достоинства предпринимательского характера;

– совместимость предлагаемого проекта с другими проектами, видами продукции (услуг) и рынками сбыта организации в рамках реализации ее стратегических задач [19].

Для оценки результативности функционирования образовательного кластера с позиции социально-экономической динамики развития территории мы предлагаем использовать интегральный коэффициент мезоэффективности:

, где

– коэффициент инвестиционной привлекательности, определяемый как отношение объема инвестиций, привлекаемых структурами образовательного кластера в единицу времени t к суммарному отраслевому объему региональных инвестиций за аналогичный период времени t;

– коэффициент производительности, определяемый как приращение объема производства и реализации всех структур образовательного кластера в единицу времени t;

– коэффициент трудового потенциала, характеризующий прирост занятости в системе образовательного кластера в единицу времени t.

В целом, преимуществом представленной кластерной стратегии является дезагрегирование процесса управления и выделение ключевых функциональных направлений деятельности, что позволяет своевременно диагностировать проблемы и сдерживающие факторы, а также принимать оперативные решения, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и нейтрализацию возможных отрицательных последствий.
При проектировании кластерной стратегии представляется целесообразным использование институционально-организационной модели, а также процессного подхода, который подразумевает рассмотрение деятельности кластера с точки зрения бизнес-процессов, детерминирующих его деятельность и специфику взаимодействия различных участников кластера.
Организационный механизм реализации кластерной стратегии должен способствовать эффективному применению на практике стратегических подходов в управлении вузом, которые могут обеспечить адаптацию к меняющимся внешним условиям рынка образовательных услуг, постоянно растущим требованиям к качеству образования в условиях усиливающееся конкуренции в сфере образования.


Библиографический список
  1. Rowe A.J. Strategic Management. Addison Wesley Longman, Reading, Massachusetts; Fourth Edition edition, 1994, 1040 p.;
  2. Hatten, K.J., Schendel D.E., and Cooper A.C., A Strategic Model of the U.S. Brewing Industry: 1952- 1971, American Management Journal, 21, 1978, pp. 592-610.
  3. Jauch, L.R., Glueck, W.F. Strategic management and business policy. NewYork: McGraw-Hill Book Company, 1988.;
  4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 165.;
  5. Pearce J.A., Robinson R.B. Strategic management. McGraw-Hill/Irwin, 2003, 1008 p.
  6. Johnson, G, Scholes, K, Whittington, R. Exploring Corporate Strategy, 8th Edition, FT Prentice Hall, Essex, 2008.
  7. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – Режим доступа: http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546900970&at=exc&n=0
  8. Виханский О.С. Стратегическое управление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
  9. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент.- М.: Инфра-М, 2007.
  10. Карлик А., Платонов В. Аналитическая структура ресурсно-ориентированного подхода // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 6. – С. 29.
  11. Герций Ю.В., Лунева Н.К. Подготовка специалистов – первостепенное внимание и высокая ответственность // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. научно-практ. Интернет-конференции. – Кн.1. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. – С. 11.
  12. Александров А.А., Коршунов С.В. Основные принципы формирования государственно-общественных объединений в системе профессионального образования России // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 6.
  13. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным моделям // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. 31.
  14. Анисова Н.А. К вопросу развития теории кластеров: типовая модель и возможности применения // Экономика и управление. – 2009. – № 9. – С. 61-66.
  15. Боуш Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. – 2010. – № 3. – С. 121-131.
  16. Корчагина Н.А. Модель формирования образовательного кластера в Дубае / Н.А. Корчагина, К.С. Соколова // Вестник УГАТУ. – 2010. – Т. 14. – № 4 (39). – С. 194-199.
  17. Курочкина О.В. Развитие организационно-экономических форм хозяйствования в сфере образования. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук:. 08.00.05. – СПб., 2013.
  18. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. – М.: Изд-во «Прогресс», 1974. – С. 233.
  19. Bright J.R. (ed.) Research, Development, and Technological Innovation. R.D. Irwin, Homewood. III. 1964.


Все статьи автора «Пивоваров Иван Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: