УДК 330.173

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Смирнов Александр Васильевич1, Жакупова Мария Георгиевна2
1Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», кандидат психологических наук, зав.кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
2Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», ассистент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена анализу, оценке и предложениям со совершенствованию процесса разработки управленческих решений в научно-производственном предприятии.

Ключевые слова: анализ, оценка, процесс, разработка управленческих решений


ANALYZING AND EVALUATING THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS IN A COMMERCIAL ORGANIZATION

Smirnov Alexander Vasilevich1, Zhakupova Maria Georgievna2
1Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University. Tupolev-KAI ", Ph.D., head of the department of humanitarian and socio-economic disciplines,
2Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University. Tupolev-KAI ", Assistant Professor of Humanities and socio-economic disciplines

Abstract
This article is devoted to the analysis, evaluation and proposals to improve the design of management decisions in the research and production enterprise.

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов А.В., Жакупова М.Г. Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений в коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3097 (дата обращения: 28.09.2017).

На сегодняшний день, в условиях рыночных преобразований в России, большое значение имеет потребность в обеспечении качественного управления различными процессами и явлениями. Одним из главных элементов управленческого процесса является разработка и принятие управленческих решений.

Среди огромного количества проблем современного менеджмента важнейшими из них являются этапы управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Эта проблема имеет серьезное значение, которое возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, которые требуют управленческого решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

Разработка управленческих решений чрезвычайно важный процесс, который связывает основные функции управления: мотивацию, планирование, организацию, контроль. На каждом предприятии, управленческие решения определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Следовательно, развитие теории управления проходило одновременно с развитием науки о принятии решений.

Основная часть работы менеджеров предприятия – это процесс принятия управленческих решений. Именно поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Принятие решений непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. В личной жизни каждый человек принимает решения об устройстве семьи, распределении бюджета, проведении отдыха,  выборе профессии, т.п. Формированиеﻩ и выбор этих решений, как правило, производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции. Параллельно с принятием личных решений человек рассматривает различные решения, возникающиеﻩ в процессе своей служебной деятельности. Данная деятельность характеризует труд, как менеджеров, так и труд руководителей, которые как лично принимают решения, так и организуютﻩ работу своих сотрудников по подготовке и реализации тех или иных решений.

В ходе производственно-финансовой деятельности любого предприятияﻩ часто возникают ситуации, когда существует необходимость в выборе одного из несколькихﻩ возможных вариантов действия. В результате данного выбора появляется конкретное и  определенное решение.

В условиях рыночной экономики есть высокая степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка. В связи с этим огромную роль играют методы перспективного анализа, которые позволяют принимать управленческиеﻩ решения на основе оценки возможных в будущем ситуаций и выбора из нескольких альтернативных вариантов решений. Разработка и осуществление эффективных управленческих решений является важной предпосылкой обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и самого предприятия на рынке, а также создания оптимальной структуры предприятия, осуществления обоснованной кадровойﻩ политики и рационализации других сторон деятельности предприятия.

Выбор эффективно правильного управленческого решения это  результат комплексного использования экономического, правового, технического, организационного,  информационного, логического, психологического, математического, и других аспектов.

Управленческие решения – это способ постоянного воздействия управляющейﻩ подсистемы на управляемую, или говоря другими словами субъекта управленияﻩ на объект [8, с. 74]. Данное воздействие в конечном итоге приведет к достижениюﻩ намеченныхﻩ целей.

Проанализировав труды отечественных и зарубежных авторов, управленческое решениеﻩ можно представить как результат прогнозирования, анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантовﻩ достижения конкретной цели.

Импульсом управленческих решений является необходимость устранения, снижения актуальности или решения проблемы, то есть в будущемﻩ приближение существующих параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Управленческие решения, связаны с выполнением руководителем (менеджером) управленческих функций, в том числе с координацией и контролем, планированием, организацией каких-либо процессов. Данные решения принимаются в форме приказа, распоряжения, инструкции, а также деловой беседы и др. Однако, не каждое решение, которое разрабатывается и реализуется руководителем (менеджером), является управленческим.

Решение является управленческим, если оно разработано и реализовано для социальной системы и направлено на:

- управлениеﻩ деятельностью предприятия;

- механизмﻩ формирования системы управления предприятия;

- управлениеﻩ производительностью, навыками, умениями;

- управленческоеﻩ консультирование;

- стратегическоеﻩ планирование;

-  управлениеﻩ внешними и внутренними коммуникациями.

- управление обслуживающей и производственнойﻩ деятельностью предприятия  [8, с. 81].

Управленческое решение представляет собой волевое, творческое действие руководителя (менеджера) на основе знания законов и анализа информации о функционировании управляемой системы, которое состоит в выборе целей и способов деятельности коллектива предприятия по разрешению проблемы или изменению цели.

Термин «управленческое решение» рассматривается в двух основных значениях:  явление; процесс.

Как процесс, управленческое решение представляет собой отбор, систематизация и анализ информации, подготовка, принятие и реализация управленческого решения. Как явление, управленческое решение представляет собой план мероприятий, постановление, письменное или устное указание.

Экономическаяﻩ сущность управленческого решения проявляется в том, что на подготовку и воплощению в жизнь любого управленческого решения требуются материальные, финансовые, трудовые и другие затраты. Любое управленческоеﻩ решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективногоﻩ управленческого решения принесетﻩ предприятию косвенный или  прямой  доход, а ошибочное решение – убытки.

Организационнаяﻩ сущность управленческого решения состоит в том, что к этой работе привлекается персонал предприятия. Для эффективной работы необходимо организовать работоспособныйﻩ коллектив, выработать инструкции и положения, наделить работников обязанностями полномочиями, правами, и ответственностью, построить качественную систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.

Социальная сущность управленческого решения положена в основу  механизма управления персоналом, который включает рычаги воздействия (интересыﻩ человека, установки и ценности, потребности, стимулы и мотивы) на человека для согласованияﻩ их деятельностиﻩ в коллективе.

Правовая сущность управленческого решения состоит в соблюдении правовых и законодательных актов, уставных, нормативных документов, таким образом, все принимаемые управленческие решения должны проходитьﻩ правовую экспертизу. Нарушение действующего законодательстваﻩ приводит или к отмене управленческого решения, или к штрафамﻩ и потерям.

Технологическая сущность управленческого решения проявляется в необходимостиﻩ обеспечения персонала информационными и техническими средствамиﻩ для разработки данного решения, а иногдаﻩ и для реализации.

  1. Содержание этапов процесса разработки управленческих решений

Принятие решений в сфере управления представляет собой систематизированныйﻩ и  сложный процесс, который состоит из ряда этапов и стадий, и начинается с формулирования проблемы и заканчивается совершением действий, которые решают эту проблему. Процесс принятия управленческихﻩ решений приведен на рис. 1.

 

Рис. 1 Процесс принятие решений

В первой стадии  процесса принятия управленческих решений  происходитﻩ признание необходимости решения.  Данная стадияﻩ включает следующиеﻩ этапы:

1) Признаниеﻩ возникшей проблемы;

2) Формулирование даннойﻩ проблемы;

3) Определение критериев для успешногоﻩ решения существующей проблемы [10, с. 115].

Любое  новое решениеﻩ возникает на основе ранее принятого решения, действия по которому либо сместились от первоначально выбранного варианта, завершились, или  произошли расхождения, связанные изменениями, которыеﻩ происходили во внешней среде. Отклонениеﻩ ситуации от предложенного состояния в процессе принятия решения выявляется менеджерами не сразу. На практикеﻩ это отклонение представляет собой разрыв между целями предприятия и уровнем их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: опыта и индивидуальных характеристик каждого менеджера, способности системы управления делать это в режиме саморегулирования,

В связи с тем, что решение представляет собой организационную реакцию на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей на предприятии проблемы. Процесс протекает неодинаково для структурированных и неструктурированных проблем. Для структурированной проблемы признание происходит  прямолинейно. Во втором случае признание существующей проблемы само становится проблемой. Это происходит тогда, когда имеется неопределенная и неадекватная информация о развитии и тенденциях на предприятии и его внешнем окружении.

При признанииﻩ проблемы, следующим этапом является интерпретация и формулирование признанной проблемы. Интерпретация – это придание значения признанной проблеме. Проблема определяется как возможность, как кризис или какﻩ рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий – проявляются сами и требуют конкретного вмешательстваﻩ руководителя или менеджера.

Повторяющиеся или рутинные проблемы относятся к структурированным категориям, а кризис и возможности относятся к неструктурированным. В связи с этим, для каждого типа проблем необходимыﻩ решенияﻩ разного типа.

Определение и последующее формулирование проблемы позволяет руководителю (менеджеру) распределятьﻩ ее в ряду других проблем. В основу ранжирования проблемы положены такие факторы, как:

1) Последствияﻩ проблемы (экономическая эффективность, влияние и т.п.);

2) Срочность решенияﻩ проблемы по времени;

3) Воздействие на предприятие (к чему приведет решение данной проблемы);

4) Внимание к проблеме (мотивированность и наличие необходимых способностей у участников);

5) Степень использования способностей и времениﻩ руководителя (менеджера);

6) Жизненныйﻩ цикл проблемы (решается ли проблема сама по себе или при решении других проблем) [10, с. 119].

Изучение данных факторов позволяетﻩ руководителю (менеджеру) определить порядок решения проблем, проранжировав их от наиболее важныхﻩ до наименее. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:

- проблема получаетﻩ сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (к примеру, руководство предприятия определяет конкретный срок для завершения работ над проектом);

- проблема поддерживаетсяﻩ ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены необходимые финансовые средства, материалы, сотрудники);

- решение проблемы открываетﻩ возможности, от которых невозможно отказаться (к примеру, выход на рынок с новой продукцией позволяет предприятиюﻩ улучшить свои конкурентные позиции, получить наибольшую выгоду  и увеличитьﻩ доходы своих сотрудников).

Поиску альтернатив решения предшествует этап определения критериев для успешногоﻩ решения. Это помогаетﻩ избежать многих ошибок, которыеﻩ могут появитьсяﻩ позже.

По мнению многихﻩ ученых (Винокуров В.А., Виханский О.С., Круглов М.И., Друкер П., Мейджин О.М.), этап определенияﻩ критериев для успешногоﻩ решенияﻩ начинается с определения критериев двух типов: «мы хотим», «мы должны» [19, с.147]. Критерий «мы должны» должен быть определен до того, как будет рассматриватьсяﻩ любаяﻩ альтернатива решения.

Критерий «мы хотим» рассматривает цели, которые желательны, но по отношению к ним необязательно разрабатывать какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет руководителя (менеджера) думать о всех возможныхﻩ вариантах, не исключая идеальных.

Вторя стадия – выработка решения, состоит из следующих этапов: разработка, оценка и выбор альтернативﻩ решения. После того как определены факторы, которые ограничивают решение, руководитель (менеджер) начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения выявленной проблемы. Многие из альтернативныхﻩ решений легко выявить. Они обычно вытекают из прошлого опыта, стандартны и легко вписываются в границы лучшего решения.

Но в процессе деятельности возникают новые и исключительные проблемы, решениеﻩ которых не умещается в стандартные рамки. В данном случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: «мозговая атака»; групповой анализ ситуации; выдвижения предложений; причинно-следственная диаграмма; карта мнений. Необходимоﻩ понять, что творческая обстановка при поиске альтернатив создаетсяﻩ самимﻩ руководителем (менеджером).

На следующем этапе процесса, предложенные альтернативы должны бытьﻩ сравненыﻩ между собой и оцененыﻩ для последующегоﻩ выбораﻩ лучшей. Оценка решает вопрос определения положительных и отрицательных сторон рассматриваемых альтернатив и устанавливает между ними компромисс. Для этого используются как качественные, так и количественные измерители. В практикеﻩ управленияﻩ широко используются следующие методы:

- критериальноеﻩ уравнение Кепнера – Трегое;

- платежнаяﻩ матрица;

- деревоﻩ целей, или решений [17, с. 124].

Наиболее известным является метод дереваﻩ решений. Он желателен в ситуациях, когда руководитель (менеджер) имеет дело с неопределенностью и рисками. Метод дерева решений дает обобщающую картину решения (выбор, риски и исходы), также помогает открыть другие альтернативы, которыеﻩ ранее по каким-тоﻩ причинам могли быть упущены.

Выбор альтернативы является вершиной в процессе принятия решения. Качественныйﻩ анализ альтернатив позволит значительно ограничить рамки выбора. Выбор альтернативы может бытьﻩ осуществлен при следующих подходах:

- проведениеﻩ эксперимента;

- исследование и анализ;

- учетﻩ прошлогоﻩ опыта [15, с.169].

3авершающая стадия процесса принятия решения – это выполнение решения, которая состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Одной из распространенных ошибок руководителей (менеджеров) являетсяﻩ мнение, что если выбор в отношении решения сделан, то решениеﻩ обязательно будет выполнено.

Выполнение решения – это устранение возникшей проблемы, его породившей, в отношении ﻩкоторой было принятоﻩ конкретное  решение.

Организация выполнения решения представляет собой организацию усилий многих людей. Руководителю (менеджеру) необходимо стремиться избегать возможных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированнымиﻩ на реализацию решения, расставить сотрудников таким образом, чтобы максимальноﻩ использовать их способности.

Для этого руководителю (менеджеру) необходимо составить конкретный план мероприятий, воплощающих решение в реальность. Необходимо распределить ответственность и права среди сотрудников, построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать отношенияﻩ подчинения между всеми участниками. Руководитель (менеджер) должен проявитьﻩ беспокойство о конфликте интересов и принятииﻩ данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении.

Следующий этап – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать системаﻩ обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемыﻩ в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджераﻩ много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первомﻩ случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальныхﻩ проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интересﻩ менеджера к выполняемомуﻩ решению.

Основными видами деятельности исследуемой коммерческой организации являются: деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

Коммерческая  организация предлагает выполнение проектно-изыскательских работ в полном объеме.

Специалисты коммерческой  организации постоянно отслеживают и оперативно реагируют на динамично изменяющуюся законодательную и нормативную базу в области проектирования и строительства, находят наиболее рациональные и профессиональные решения.

Для управления стратегическим развитием коммерческой  организации  применяется регламент, который разработан на основе процессной модели с использованием методологии описания процессов принятия решений IDEFО. Это позволяет идентифицировать основные подпроцессы и процессы принятия управленческих решений, их взаимодействие и последовательность, необходимый составﻩ информации и ресурсы  для реализации процессов, для определения результатов процессов установить основные показатели и методыﻩ их измерения.

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений в коммерческой  организации. Блок-схема процесса управления на предприятияﻩ представлена на рис. 2.

Рис. 2  Этапы  подготовкиﻩ и  разработки управленческихﻩ решений в коммерческой  организации.

Подготовкаﻩ решений происходит на основе совокупности необходимой информации о ситуации, тщательногоﻩ анализа и оценок.

В ходе первого этапа разработки управленческогоﻩ решения в коммерческой  организации  необходимо:

- получить необходимуюﻩ информации о ситуации;

- определить целей;

- разработать оценочную ситуацию;

- проанализировать оценочную ситуацию;

- диагностировать ситуацию;

-  разработать прогноз развития ситуации.

Рассмотрим данный этапﻩ более подробно.

Получаемаяﻩ информация о ситуации должна обладать достоверностью и относительной полнотой. Недостоверная или недостаточно полная информация может привести к принятию неэффективныхﻩ и ошибочных решений.

Далее определяем цели. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. В исследуемой коммерческой  организации  разработаны и используются методы формирования деревьев цели, которые позволяютﻩ определить иерархическую структуру системы целей, и критериев, которые оценивают степень достижения целей.

Основная задача анализа ситуации – выявление факторов, которые определяютﻩ динамику ее развития.

Диагностика ситуации состоит в выделении ключевых проблем, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленномﻩ управленииﻩ процессом, а также характер их влияния.

В ходе второго этапа разработки управленческогоﻩ решения в коммерческой  организации  необходимо:

- сгенерировать альтернативныеﻩ варианты решений;

- разработать сценарииﻩ  развития ситуации.

Процедура генерирования альтернативных вариантовﻩ решений предусматривает специальнуюﻩ организацию и проведение экспертиз с использованием метода «мозговой атаки».

Разработкаﻩ сценариев развития ситуации проводится преимущественно с использованием технологий экспертного оценивания и ситуационного анализа, которые дают возможность анализировать и учитывать как качественную, так и количественную информацию.

В ходе третьего этапа разработки управленческогоﻩ решения в коммерческой  организации  необходимо:

- использовать коллективную экспертнуюﻩ оценку  принятия решений;

- разработать планﻩ действий;

- осуществлять контрольﻩ реализации плана,

- анализировать результаты развитияﻩ ситуации после управленческих воздействий.

Коллективныеﻩ экспертизы обеспечиваютﻩ большую обоснованность и большую эффективность принимаемых управленческих решений. К их числуﻩ можно отнестиﻩ методы «мозговой атаки», Делфи, и.т.д.

Результаты экспертиз поступают к лицу, которое принимаем управленческое решение, и служатﻩ базой для принятия решения. Наряду с результатомﻩ экспертизы лицо принимающее решение при принятии управленческого решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятияﻩ данногоﻩ решения, которая может бытьﻩ доступна лишь ему как руководителю.

После процесса принятия управленческого решения не менее важной ﻩзадачей является его успешная реализация. Для этого необходимоﻩ выработать план действий. Ход реализации плана долженﻩ постоянно отслеживаться.

Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющихﻩ воздействий, которая обеспечивает наименьшее отклонение от поставленных целей.

Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для оценки возможностей организации. Распределение полномочий на этапах процесса принятия управленческих решений в коммерческой  организации   представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение полномочий на этапах процесса принятия решений

Этапы управленческогоﻩ решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка управленческогоﻩ решения Руководитель предприятия
Обеспечение процедур принятия и принятиеﻩ управленческого решения Руководитель предприятия
Планирование управленческогоﻩ решения Руководитель предприятия, коммерческий  директор, главный бухгалтер, руководители подразделений
Выполнение управленческогоﻩ решения Все отделы и подразделения
Контроль за выполнениемﻩ решения Руководитель предприятия

 

Как видно из табл. 1 принятие управленческих решений в коммерческой  организации  сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимаютсяﻩ только  одним  человеком – руководителемﻩ предприятия.

Уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятииﻩ можно определить с помощьюﻩ матрицы управления (табл. 2).

Таблица 2

Распределение полномочий при принятииﻩ решений в 

Директор

Информ отдел

Фин. отдел

Бухгал-терия

Отдел кадров

Торговый отдел

Подраз-деления

Планирование ﻩдеятельности

ФО

СИ

НК

НК

СИ

НК

СИ

Проведение анализаﻩ деятельности

ФО

СИ

ОР

НК

СИ

НК

СИ

Финансовое ﻩпланирование

ОР

СИ

ФО

ВК

СИ

СИ

СИ

Бухгалтерский учет

ОР

СИ

ОР

ФО

СИ

НК

НК

Маркетинговое ﻩпланирование

ФО

СИ

ОР

ОР

СИ

ОР

СИ

Снабжение компанииﻩ товаром

ОР

СИ

НК

СИ

СИ

СИ

ВК

Документальное оформлениеﻩ торгово-технологических операций

ФО

СИ

НК

ВК

СИ

ВК

СИ

Управление человеческимиﻩ ресурсами

ФО

СИ

ВК

СИ

НК

ВК

ВК

 «ФО» обозначена фактическаяﻩответственность.

«ОР» – общееﻩ руководство.

«НК» – необходимостьﻩ консультироваться.

«ВК» – «возможность» ﻩ консультироваться.

«СИ» – необходимоﻩ ставить в известность

Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня принятия решений персоналомﻩ предприятия

 

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов
Главный бухгалтер

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности
Финансовый директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора
Коммерческий директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора
Начальник отдела кадров (делопроизводитель)

3

Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора

 

Директора подразделений

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности
Менеджеры среднего  уровня

3

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений

Итак, как видно из процесса принятия управленческихﻩ решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализованﻩ на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в коммерческой  организации авторитарный. Принятиеﻩ управленческих решенийﻩ сильно зависит от личностногоﻩ фактора, так как по сути решения в исследуемой  коммерческой  организации  принимает  только один человек генеральный директор.

 Выводы.

Эффективные управленческие решения рождаются при соблюдении этапов их разработки. Но и процессу их принятия  тоже необходимо уделить достаточно внимания, так как любое, даже самое «правильное» решение может оказатьсяﻩ неэффективным если его принять не в то время, и не в том месте.

Разработка и принятиеﻩ управленческихﻩ решенийﻩ представляет собой систематизированный и сложный процесс, которыйﻩ состоитﻩ из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершениемﻩ действий, решающихﻩ эту проблему.

В коммерческой  организации практика разработки и принятий управленческих решений имеет свои особенности, которые определяются спецификой и характером ее деятельности, ее иерархической и организационной структурой, действующей системой власти, мотивацииﻩ и коммуникаций, стимулирования, внутренней культурой.

Хотя в целом поﻩ результатам исследования процессﻩ разработки и принятияﻩ решений в коммерческой  организации можноﻩ назвать удовлетворительным, тем не менее, можно предложить рекомендацииﻩ по его усовершенствованию.

Во-первых, с целью принятияﻩ наиболее эффективныхﻩ решений необходимо осуществлять более адекватнуюﻩ диагностику ситуации. Руководителю  необходимо более правильнее и точнееﻩ оценивать состояние ситуации принятияﻩ решения, характер ее изменения с тем, чтобы были приняты решения и предприняты действия, обеспечивающие достижение желательногоﻩ состояния ситуации.

Во-вторых, одним из наиболееﻩ важных факторов, влияющих на процесс принятияﻩ управленческих решенийﻩ является информационное обеспечение. С целью оптимизации всегоﻩ процесса принятия решений можно порекомендовать использование новых информационных технологийﻩ для организации технологического процессаﻩ переработки информации.

Также из предложенных рекомендаций можно отметить рекомендации, направленные на повышениеﻩ квалификации сотрудников, которые будут приниматьﻩ участие в разработке и реализации процесса принятияﻩ управленческих решений, такие как посещение тренингов и семинаров, а также внедрениеﻩ и использование новых информационных технологийﻩ для организации технологического процесса переработки информации.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить следующее: принятие решений  - составная часть любойﻩ управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делаетﻩ управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтомуﻩ понимание природы принятия решений чрезвычайноﻩ важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Эффективное принятиеﻩ решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигаетсяﻩ путем использования научного подхода к данному процессу, моделей иﻩ количественных методов принятия решений.


Библиографический список
  1. Абросимов И.Д., Медведев В. П. Менеджментﻩ как система управления хозяйственной деятельностью. – М.: ЭКО, 2010. – 207 с.
  2. Армстронг М. Основы менеджмента: Как стать лучшим руководителем. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. -512с.
  3. Анопченко Т.Ю., Болошин Г.А., Григан А.М., Репина Е.А. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2011. – 240 с.
  4. Афоничкин А.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – 1-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 528 с.
  5. Базаров Т.Ю., Управлениеﻩ персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 308 с.
  6. Балашова А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 288 с.
  7. Беспалов В.А. Методологическиеﻩ проблемы системы управленческих решений / Под ред. В.А. Беспалова.- М.: Экономика, 2010. – 471 с.
  8. Брэддик, У. Менеджмент в организации  / У. Брэддик; перевод с англ. У.Брэддик. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 344с.
  9. Бухалков М.И. Управлениеﻩ персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
  10. Веснин В.Р. Менеджмент: ﻩ Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 504 с.
  11. Веснин В.Р. Управлениеﻩ персоналом. Теория и практика: Электронный учебник. – М.: КНОРУС, 2011.
  12. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Под ред. О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-изд. – М.: Гардарика, 2009. – 528 с.
  13. Гречикова И.Н. Менеджмент: Учебник / Под ред. И.Н. Гречикова. – М.: Банки и биржи, 2010. –258 с.
  14. Герчикова В.И. Управлениеﻩ персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2010. – 282 с.
  15. Голиков В.Д., Гончаров А.И., Ахметшин А.Х. Управление персоналом: Учебно-методическийﻩ комплекс / Под ред. В.Д. Голикова. – М.: НОУ межотраслевой институт, 2012. – 311 с.
  16. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник /Под ред.  В.В. Глухов. – С.Пб.: СпеЛит, 2012. – 700 с.: ил.
  17. Дафт Р.Л. Менеджмент. – 8-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 800 с.
  18. Дорофеева Л.И. Менеджмент: Конспектﻩ лекций. – М.: Эксмо, 2010. – 192 с.
  19. Друкер П.Ф. О профессииﻩ менеджера. – Издательство: Диалектика / Вильямс, 2011 – 320 с.
  20. Дойль, П. Менеджмент: стратегияﻩ и тактика/ Питер Дойль; перевод с англ. Т. Красевич, А. Вихровой, В. Кузина, Д.Раевский; под общ. ред. Ю.Н. Каптуровского. – Спб.: Изд-во Питер, 2011. – 560с.


Все статьи автора «Смирнов Александр Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: