УДК 001.32(470+571)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Стукач Виктор Федорович
Омский государственный аграрный унверситет имени П.А. Столыпина
профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук

Аннотация
Выполнен научный анализ работы научно-педагогических школ экономического направления Казахского агротехнического университета и Омского агроуниверситета. Взаимодействие ученых обеспечивает эффективное использование потенциала для подготовки специалистов новой генерации, научного обеспечения аграрной экономики региона. Получен синергетический эффект: взаимодействие в звене «ученик – учитель», цитирование в научных журналах, спрос на специалистов, внедрение научных разработок, непосредственное воздействие на процесс инновационного развития регионов.

Ключевые слова: аграрная экономика, инновационная деятельность, инфраструктура, Научно - педагогическая школа, сельское хозяйство, школа "Проблемы развития инфраструктуры агропромышленного комплекса Сибирского региона".


THE INTERACTION OF SCIENTIFIC SCHOOLS OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Stukach Viktor Fedorovich
Omsk State Agricultural unversitet behalf PA Stolypin
Professor, Department of Management and Marketing, Doctor of Economic Sciences

Abstract
A scientific analysis of the scientific and pedagogical schools of economic direction of the Kazakh Agro Technical University and Omsk agricultural University. The interaction between scientists makes efficient use of the capacity for the training of a new generation of scientific support for the agrarian economy of the region. The resulting synergy: interaction in the link " student - teacher", citing in scientific journals, the demand for specialists, the implementation of scientific development, the direct impact on the development of innovative regions.

Keywords: M.A. Гендельман


Библиографическая ссылка на статью:
Стукач В.Ф. Взаимодействие научных школ аграрных вузов в инновационном развитии сельского хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3064 (дата обращения: 29.09.2017).

Цель: представить результаты работы по совместному использованию потенциала научных школ вузов аграрного профиля  - преподавателей, аспирантов и студентов в  инновационном развитии сельского хозяйства. Новизна: научный анализ эмпирического материала результатов работы научно-педагогических школ профессора М.А. Гендельмана (Казахский агротехнический университет) и омской школы “Проблемы развития инфраструктуры агропромышленного комплекса Сибирского региона” (ОмГАУ им. П.А. Столыпина).

Результаты: Взаимодействие  ученых в составе научно-педагогических школ обеспечивает эффективное использование потенциала для подготовки специалистов новой генерации, научного обеспечения аграрной экономики региона. Виды эффекта: синергетический эффект в работе ученых, взаимодействие в звене «ученик – учитель», цитирование в научных журналах, спрос на специалистов, внедрение научных разработок, непосредственного воздействия на процесс инновационного развития регионов. Область применения: аграрные учреждения высшего образования, органы  государственного и муниципального управления

В 2013 году научная общественность отмечает 100-летний юбилей известного ученого-аграрника М.А. Гендельман. Он, являясь ректором Акмолинского  сельскохозяйственного института  (ныне  Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина), организовал подготовку специалистов и научное обеспечение преобразований, связанных с освоением целинных земель в Центральном и Северном  Казахстане,  основал  научную школу. В качестве научного руководителя (консультанта) подготовил 45 кандидатов и  8 докторов наук, издал более 30 монографий, учебников и учебных пособий.

В настоящей публикации поставлена цель: на материалах научной  школы М.А. Гендельмана Казахского агротехнического  университета им. С. Сейфуллина и российских  научно-педагогических коллективов аграрных вузов, использовавших ее опыт,  исследовать  проблему потенциала кадров вузов аграрного профиля.

Постановка вопроса об участии  научных школ  аграрных вузов России, Казахстана, Беларуси, Украины, др. стран  в индустриально – инновационном развитии сельского хозяйства диктуется  происходящими изменениями, необходимостью обеспечения населения продовольствием в условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке,  присоединением  к  Всемирной торговой организации, требующих качественных  изменений во всех сферах агропромышленного комплекса.

Как известно, конкурентные преимущества предприятия, территории, страны формируются в социальной  и экономической сфере посредством инновационного  развития производства и  менеджмента, научного и кадрового обеспечения, развития рыночной инфраструктуры [Портер,  2008, с. 24-36)]. Для проведения глубоких преобразований необходимы кадры новой генерации.

В Республике  Казахстан провозглашено – Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Для успеха требуется отдельная научная база, базирующаяся на опыте многих поколений ученых, специальной информации и знаний, исторически сложившихся научных школ[2].  В России принят новый закон «Об образовании», призванный вывести на новый уровень качество образования населения страны.

Рассматривая проблему  с точки зрения преемственности поколений в  изменившихся общественно-экономических укладах, потребовалось изучить динамику, как с точки зрения сохранения позитивных традиций в сфере  образования и науки, так и использования имеющегося потенциала. Анализ работы университетов, академий, институтов на постсоветском пространстве  показывает, что потенциал научно-педагогических работников, исследователей,  аспирантов и студентов  аграрных вузов используется недостаточно. Например, проведенный в России в 2012 году мониторинг  показателей эффективности государственных  высших учебных заведений выявил большое количество резервов, которые  остаются неиспользованными.

В работах М.А. Гендельмана, имевшего опыт использования потенциала научных школ, отмечалось:  -  научные школы создали себе смену из наиболее способных выпускников, заслужив высокий авторитет за пределами своего вуза и Казахстана. Главным стало культивирование с первых же дней создания вуза концепции: преподавание на высоком уровне возможно лишь при условии, если оно обогащено научно-исследовательской работой. Далее он продолжал – Перед вузовской наукой ставится  триединая задача: 1) посильный вклад в решение важной народнохозяйственной проблемы: 2) результаты НИР должны быть максимально использованы для обогащения преподавания и 3) результаты НИР должны служить повышению научной квалификации» [3.Гендельман, С.129-183].

Опыт работы школы М.А. Гендельмана  изучался и широко использовался автором  этих строк в процессе работы  в ОмГАУ  им. П.А. Столыпина.       Предлагается рассмотреть работу  научной школы Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. Школа зарегистрирована с названием «Проблемы развития инфраструктуры агропромышленного комплекса сибирского региона»[4. 2009. С.233-234].

Создавая школу, мы встретились с методической проблемой определения места научной школы аграрного вуза в образовательной деятельности, научной работе  и воспитательном процессе.  Пришли к выводу, что в отличие от школ крупных научных центров, функционирующих многие десятилетия, определяющих мировой уровень фундаментальной науки, научно-педагогические коллективы  отраслевых вузов имеют специфику. Специфика состоит в необходимости, наряду с проведением научных исследований,  вести  учебно-воспитательную  работу. В коллективах недостаточно кадров высшей квалификации. А длительность функционирования вузовской  школы нередко  определяется временем работы конкретного лидера. По своему содержанию и миссии научной школе вузовского коллектива  аграрного профиля более подходит название  научно-педагогическая школа.

Ниша такой  школы – решение прикладных задач, связанных с подготовкой  специалистов новой генерации, научное обеспечение  адаптационных процессов в экономике и социальной сфере. При таком подходе, весь научно – образовательный потенциал, включая студенческую науку, ориентируется на нужды региона. Оцениваются вузовские коллективы  по  качеству подготовки кадров,  трудоустройству  выпускников, внедренным научным разработкам. Приращение мы видим, прежде всего, в  синергетическом эффекте за счет кооперации, объединения ученых на решении значимых для региона проблем в  составе научно-педагогических школ.  Преодолевается проблема, так называемого, мелкотемья.

Коллектив научно-педагогической школы ОмГАУ им. П.А. Столыпина работает более десяти лет, сосредоточен на решении социально-экономических проблем развития  региона.  При формировании коллектива в основу положены признаки научной школы: общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, общность критериев оценки деятельности и ее результатов.  Опыт школы М.А. Гендельмана,  и теперь имеющийся наш собственный, показывают, что особая роль принадлежит лидеру, который должен иметь необходимый опыт руководства научно-педагогическими коллективами. Нужен опыт практической работы в  реальной экономике и органах управления, начиная с  первичного звена производства, в качестве управленца, имеющего способность аналитически оценивать происходящие  социально-экономические, политические и  общекультурные преобразования в сельском  хозяйстве. Важно умение обеспечить обмен внутри коллектива научными результатами, как по горизонтали, так и по вертикали,  владеть методами оптимизации процесса обучения научной молодежи и воспроизводства научной культуры. Обязательное условие для лидера -  публичное признания международного, государственного, отраслевого или регионального научного сообщества.

Весь путь – от создания коллектива до получения  результатов является  пошаговым процессом. Вначале, были сформулированы проблемы региона. К их числу мы отнесли институциональные преобразования, а это, прежде всего, развитие инфраструктуры и кластерная политика регионального развития. Среди частных проблем: воспроизводство ресурсов сельской экономики,  формирование человеческого капитала, управление издержками в сельскохозяйственных организациях, адаптационные процессы.

Первоначальным «капиталом» стали научные исследования ученых – экономистов Омского сельскохозяйственного института, а также  задел основателя школы, его разработки, реализованные  за время работы в КазАТУ,  научные публикации, около десятка монографий и учебных пособий. Под общей тематикой исследований объединились сотрудники кафедры экономики и управления сельскохозяйственным производством, имевшей в своем составе  четырех кандидатов наук.

За 2000-2012 годы получены результаты. На начало 2013 школа объединяет 36 преподавателей и аспирантов, из которых три доктора и 21  кандидат наук. Под научным руководством основателя школы защищено 36 кандидатских и докторских диссертаций, из которых 5 – молодые ученые из Республики Казахстан[5]. В России и за рубежом  издано более 40 монографий. Для нужд региона разработаны проекты информационно-консультационного центра, службы рыночной информации, системы мониторинга адаптации к рыночным условиям личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Приняты к внедрению рекомендации по развитию рыночной инфраструктуры, кластерной политике регионального развития, управлению трансакционными издержками в сельскохозяйственных организациях области и др. Учебно-методическая деятельность включает разработку учебных программ по новым дисциплинам. При этом, в числе исследуемых участниками школы  проблем находятся вопросы инновационного развития отрасли, по которым введена учебная дисциплина «Инновационная инфраструктура регионального АПК» [6.Стукач В., Омск, 2007. С.6-9].  Информация отражается на   сайте школы: www.agro55.ru

Выполняются ежегодно по 3-5 научно-исследовательских работ, финансируемых из  федерального и регионального бюджетов,  по договорам с предприятиями, на сумму до 1 млн. руб.; издаются по 3-4 монографии и учебных пособия.  Каждый год 12-15 работ студентов и аспирантов, выполненных  в составе научной школы, участвуют в международных и Всероссийских научных конкурсах и конференциях, занимают призовые места, выигрывают гранты на исследования, становятся лауреатами премий. До 80%  выпускных квалификационных работ завершаются внедрением  разработок в производство. Выпускники, прошедшие подготовку, пользуются спросом на рынке труда, востребованы производством  научные  разработки. Публикации  цитируются в научных журналах, что подтверждается  данными электронной библиотеки eLibrary.ru (индекс научного цитирования РИНЦ).

Научные разработки получили международное признание. Европейская научно-промышленная палата наградила кафедру «Экономика и управление сельскохозяйственным производством» дипломом Европейского качества (Diploma di Merito). В этой номинации награжден золотой медалью основатель научной школы, заведующий кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством за педагогическую деятельность и проведение оригинальных исследований в области АПК Сибири http://mirtorgov.ru/

В настоящее время ведется подготовка 14 аспирантов, соискателей и докторантов. На основе научных разработок издаются учебные пособия, имеющие разрешительные грифы МСХ РФ,  учебно-методические комплексы дисциплин, защищаются выпускные квалификационные работы.

Заключение.

Научная школа аграрного вуза  может обеспечивать положительные результаты тогда, когда сфера научного поиска нацелена на проблемы региона.  Обеспечивается синергетический эффект в научно-исследовательской работе, создаются новые знания. Работа в составе школы создает  кооперативные связи между учеными, как  в звене  (ученик – учитель), так и  связей  в научном  цитировании участников школы (до 70%). Миссия  научно-педагогических школ аграрных вузов, таким образом, состоит в решении проблем эффективного использования потенциала для подготовки специалистов новой генерации, в индустриально – инновационном развитии сельского хозяйства наших стран. Плодотворным является  сотрудничество стран, как в рамках академической мобильности кадров, так и в составе научно-педагогических школ, совместных творческих коллективов, примером чего является сотрудничество  ученых России. Казахстана, Беларуси, Украины, других стран.


Библиографический список
  1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер», 2008 (2-е изд. — 2008). — 720 с.
  2. Стратегия “Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года/http://www.astana.kz/ru/modules/material/2130
  3. Гендельман. М.  От  зари  и  до заката  века/ Нива. -  Астана 2000. №6, С.129-183
  4. Российские научные школы: [энциклопедия]. М.: “Академия Естествознания”, 2009. 292с.
  5. http://sale55.hdd1.ru/web/news/dissert2000-2012.htm (06.10. 2013).
  6. Стукач  В.Ф. Инновационная инфраструктура регионального АПК: учебное пособие /Стукач В.Ф., Помогаев Е.М., Клименко А.В.- Омск, 2007.- 172с.


Все статьи автора «Стукач Виктор Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: