УДК 33

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СУБЪЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Попова Инна Игоревна
Институт Проблем Региональной Экономики Российской академии наук (ИПРЭ РАН), г. Санкт-Петербург
Аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены системы функционирования малых инновационных предприятий при вузах в Германии, Швеции и США. На основе анализа зарубежного опыта выявлены инструменты, использование которых может быть применимо в России для стимулирования развития малых инновационных предприятий. Составлена модель устойчивого функционирования малых инновационных предприятий и сформулированы основные характеристики данной модели.

Ключевые слова: внедрение, вузы, малые инновационные предприятия, научные разработки, развитие


SMALL INNOVATIVE COMPANIES AND THEIR INTERACTION WITH THE ACTORS OF THE INNOVATION PROCESS

Popova Inna Igorevna
Institute of Problems of Regional Economy of the Russian Academy of Sciences (IRE RAS), St. Petersburg
Postgraduate

Abstract
This article describes the operation of the system of small innovative enterprises at universities in Germany, Sweden and the United States. Based on the analysis of foreign experience were identified tools, the use of which can be applied in Russia to encourage the development of small innovative enterprises. The model of sustainability of small innovative enterprises and state the main characteristics of this model.

Keywords: development, higher education institutions, implementation, research and development, small innovative enterprises


Библиографическая ссылка на статью:
Попова И.И. Малые инновационные предприятия и их взаимодействие с субъектами инновационного процесса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/09/2966 (дата обращения: 11.01.2018).

Стратегия инновационного развития – это комплексная задача, в которой необходимо учитывать многие аспекты создания инновационного государства такие как: инновационный человек; инновационный характер образования; инновационный бизнес; инновационная среда; внедрение инноваций в системе государственного управления; эффективность науки; создание инновационной инфраструктуры; участие в глобальной инновационной системе; инновационная политика на региональном уровне; финансовое обеспечение и поддержка. Решение этих задач требует участия и заинтересованности всех субъектов данного процесса.

По итогам ежегодно прекращает свое существование от 5 до 15% малых инновационных предприятий. Меньше половины стартовавших малых инновационных предприятий выживают в 5-летний период и только небольшому количеству удается войти в число предприятий-лидеров в области инноваций и услуг. Эти данные подтверждают необходимость в осуществлении институциональных реформ и развития механизмов взаимодействия субъектов инновационного процесса, связанных с созданием и развитием малых предприятий с целью оптимизации их деятельности и становлении полноценными конкурентоспособными участниками рынка.

За рубежом малые инновационные предприятия при вузах успешно работают с середины прошлого века. Рассмотрим опыт стран, где эта работа имеет наибольший успех, таких как Германия, Швеция и США.

В Германии при вузах работают центры поддержки малого предпринимательства. Среди них самыми крупными научно-исследовательскими организациями являются: Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница и Общество им. Гельмгольца – имеют в составе соответствующие отделения, которые оказывают поддержку ученым и способствуют внедрению научных результатов при университетах и НИИ. Они оказывают услуги по консультированию, содействуют на ранних стадиях зарождения инновационного предприятия, в составлении бизнес-плана, осуществлении инвестиций и последующем внедрении новшеств. На данный момент порядка 300 технологических инновационных центров оказывают поддержку начинающим инновационным предприятиям. В основном ориентированы на работы в области информационно-коммуникационных, оптических и лазерных технологий, материаловедения, биотехнологии и медицинской техники, а также энергосберегающих технологий и охраны окружающей среды. Малые инновационные предприятия могут получить поддержку от фонда HTGF (High-Tech Grunderfonds), который ориентирован на предприятия, работающие в сфере высоких  технологий. Фонд инвестирует финансовые средства в новые перспективные компании предоставляя паевой капитал до 1 млн. евро. Он был создан Федеральным министерством экономики и технологий Германии совместно с банковской группой KfW. Федеральная информационно-консультационная служба по вопросам поддержки научных исследований и инноваций предоставляет необходимую информацию потенциальным заявителям о структуре научных исследований на федеральном уровне, о программах поддержки, а также о существующих основных направлениях и инициативах в оказании такой поддержки.[1]

В Швеции создали достаточно эффективную модель, которая совмещает свободу вузов в коммерциализации созданных ими новшеств с инструментами, позволяющими получить как государством, так и обществом в целом эффективность от результатов научной деятельности. Механизмы сотрудничества высших учебных заведений и частного бизнеса могут иметь различные формы: создание в вузах подразделений, которые занимаются коммерциализацией новшеств; работа консалтинговых компаний помогающих инновационных фирмам устанавливать связи с другими субъектами инновационного процесса; функционирование подразделений которые оказывают помощь в экономических и юридических вопросах.[1]

Правительством Швеции учреждено 14 холдинговых фирм при вузах. Осуществляют работу центры экспертиз, как связующее звено между бизнесом, государством и вузами. Основная задача центра экспертизы – способствовать проведению проблемно ориентированных междисциплинарных исследований, а также преобразованию новых знаний и компетенций в новые продукты, процессы и услуги.

Также при вузах работают центры трансфер-технологий, основная задача которых оказывать помощь в составлении бизнес-плана, экспертизе инновационных проектов, предоставлении консультантов на этапе становления малых инновационных предприятий.

В США работа малых инновационных предприятий при вузах является трехступенчатой:1) фундаментальные знания; 2) национальная лаборатория; 3) коммерциализация новшеств. При ведущих университетах основаны крупные национальные лаборатории, а вокруг них работает так называемый пояс малых и средних предприятий. Именно в университетах проводится большая часть долгосрочных инновационных исследований. Университеты предоставляют инновационные проекты частным лабораториям и промышленным предприятиям. Значительное количество научных открытий и изобретений США было сделано в малых инновационных предприятиях, работающих при университетах. Также авторы научных открытий сами создают малые инновационные предприятия.[1]

При анализе методов, стимулирующих развитие инновационного предпринимательства в различных странах, выявлены следующие инструменты, использование которых может быть применимо в России:

- развитие системы государственных институтов, которые бы обеспечивали согласование и регулирование различных мероприятий в области поддержки и развития малых высокотехнологичных предприятий;

- создание условий для доступности участия малых инновационных предприятий в программах различных уровней (федеральных, региональных, отраслевых) для реализации своих проектов;

- поддержка со стороны государства в осуществлении внешнеэкономических связей посредством выхода малых инновационных предприятий на зарубежные рынки. И создание условий для экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая соответствие международным стандартам;

- создание механизма привлечения неиспользованного потенциала крупных компаний для обеспечения ресурсами малые инновационные компании, а также развитие форм взаимодействия крупных компаний и малого инновационного предпринимательства (субподряд, лизинг, венчурное финансирование, франчайзинг);

- формирование региональных программ сотрудничества, создание системы межрегионального инфраструктурного обеспечения поддержки малых инновационных предприятий;

- учреждение специализированной сети банков для стимулирования инвестиций в сферу высокотехнологичных разработок, в том числе с учетом привлечении иностранного капитала;

- содействие со стороны государства в обеспечении малых инновационных предприятий необходимыми ресурсами: производственными площадями, материальными и техническими ресурсами, заказами на производство продукции и услуг, поставки сырья, оборудования, в том числе импортного, а также способствование экспорту готовой продукции данных предприятий;

- изменение структуры налогообложения, применение налоговых льгот, компенсаций, таможенных льгот и регулирования размеров выплат за конечные результаты, налоговые льготы на увеличение ежегодных расходов организации на НИОКР;

- создание системы информационного обеспечения участников инновационной деятельности, создание научно-аналитических центров.

- создание центров экспертной оценки инновационных проектов при ВУЗах с целью определения актуальности той или иной идеи на ранних стадиях инновационного процесса, что в конечном итоге позволит снизить долю неэффективных и неокупаемых проектов.

- создание при вузах исследовательских лабораторий, которые будут способствовать взаимосвязи вузов и малых инновационных компаний.

Основанная на результатах приведенных исследований, разработана комплексная модель устойчивого функционирования инновационного предприятия, включающая в себя элементы внутрифирменных связей и взаимодействия с внешними субъектами инновационного процесса, которая представлена на рисунке 1.

На сегодняшний день субъекты малого инновационного предпринимательства в России находятся в очень уязвимом положении на рынке. К сожалению, в национальной экономике спрос на инновационную продукцию отечественного производства остается на достаточно низком уровне.

Основные характеристики модели устойчивого функционирования инновационного предприятия, представленной на рисунке, включают:

1) Разрабатывая механизмы стимулирования взаимовыгодного сотрудничество малого и крупного бизнеса, необходимо предполагать реализацию стратегического развития малых инновационных предприятий, в которой крупный бизнес становится основным субъектом спроса на инновационную продукцию, производимую малыми инновационными предприятиями. А также выступает инициатором создания инновационных компаний.

2) Необходимо рассматривать институты, научно-исследовательские центры как в роли инициаторов учреждения малых инновационных предприятия. А также в роли источников высококвалифицированных кадров.

3) Инновационный сценарий развития базируется, прежде всего, на усилиях и приоритетах органов власти как создателей условий для появления и развития инноваций, бизнеса как механизма продвижения знаний и возможностях человеческого капитала в освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий, обновлении устаревшего производственного аппарата, и выпуске инновационной продукции.

4) На государственном и региональном уровнях для контроля, регулирования и развития инновационной деятельности необходимо создание отдельного подразделения, которое будет связующим звеном между субъектами инновационного процесса. Значимым является объединение возможностей, интересов, ресурсов, усилий всех заинтересованных субъектов.

5) Эффективное функционирование малых инновационных компаний будет способствовать более быстрому, эффективному и целевому переходу экономики на инновационный путь развития.

6) Одной из сложных и важных задач является создание спроса на новые технические решения и инновационную продукцию. При этом главным является даже не объем спроса, а его структура, стимулирующая разработку и потребление современных, высокотехнологичных товаров и услуг.

7) Усиление защиты прав интеллектуальной собственности и принятие комплекса рекомендаций по обеспечению сохранности коммерческих секретов. Осуществление правового обеспечения мер по соблюдению коммерческих тайн и по усилению борьбы с их нарушителями. Сокращение времени процедур патентования.

Рисунок 1- Комплексная модель устойчивого функционирования инновационного предприятия (разработано автором)


8) Реформирование университетов и усиление системы общего образования, а также расширение возможностей академических структур и университетов в осуществлении межведомственных и междисциплинарных исследований и НИОКР.

По итогам исследований из всего множества факторов, которые оказывают влияние на управление и реализацию инновационных проектов можно выделить наиболее значимые среди которых:

1) Одной из составляющих распространения новых технологий и увеличения производительности является экспансия рынков. Открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров, которые могут являться источником новых идей, подходов, методов в вопросах реализации результатов научно-технической деятельности, что позволит достичь больших успехов в инновационном развитии. Экспансия рынков может стать тем стимулом, который будет способствовать диффузии технологий и повышению производительности, увеличению размера рынков, доступных для инноваторов, инвесторов, потребителей, что также облегчает обмен знаниями и новыми идеями.

2) Наличие конкуренции стимулирует компании развивать и внедрять результаты научно-исследовательской деятельности, что бы оставаться востребованными на рынке. С другой стороны, рынок стимулирует развитие инноваций, сокращая издержки производства. Связь между уровнем конкуренции и инновациями определяется промышленным сектором и стадией технологического развития.

3) Малым инновационным компаниям от этапа зарождения идеи до реализации данной идеи в готовый инновационный продукт и становления полноценной конкурентоспособной компанией в отрасли необходимо привлечение различных ресурсов и финансовых средств. По данным анализа малый и средний бизнес в большей степени использует собственные средства компании или физического лица. Этот выбор оказывается для них предпочтительнее, нежели использование долговых обязательств или акционерного финансирования. Однако наиболее эффективно использовать комбинирование источников финансирования с разными этапами развития инновационных предприятий.

Важно увеличивать финансирование не только университетских исследований, но и стимулировать коммерциализацию научных разработок. Кроме того, необходимо поддерживать такие направления, как развитие предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса. Создание системы эффективного взаимодействия государственных стимулов, крупного бизнеса, малых инновационных компаний и образовательных учреждений, будет способствовать повышению заинтересованности частного сектора экономики в использовании инноваций, так как инновационный процесс – это цикличное, системное взаимодействие различных субъектов инновационной инфраструктуры. Положительное воздействие на инновационные компании окажет совершенствование финансовой отчетности. Значимой составляющей, является система налогообложения, которая оказывает значительное влияние на инновационный процесс.

4) Установление прав на интеллектуальную собственность позволит инвесторам эффективнее получать результаты их интеллектуальных и финансовых инвестиций. В некоторых исследованиях говорится, что серьезная конкуренция и права на интеллектуальную собственность лучше всего способствуют инновациям. В основном компании делают акцент не на патенты, а на секретность и возможность выйти на рынок первыми.

5) Поддержка малых инновационных предприятий со стороны правительства может способствовать активности инновационной деятельности и диффузии новшеств посредствам предоставления помощи инновационным компаниям. Предоставление субсидий, дотаций, налоговых льгот и направлению государственных средств на специальные проекты, выставленные играют все большую роль.

6) Расширение социально-экономического пространства страны, целевое перераспределение ресурсов, гибкость структуры производства в связи с быстро меняющимися предпочтениями и нуждами потребителей вес перечисленный факторы отражаются на динамике товарооборота компаний.

7) Крупные госзаказы на инновационную продукцию, технологии способствует расширению инновационного потенциала страны. Создание новых рынков для взаимодействия всех участников инновационного процесса: ведущие отрасли науки, крупные звенья НИОКР, структура высшего образования, инвестиционный комплекс является стратегической задачей по переходу к инновационной экономике. На данный момент исследования, которые спонсируются государством, стали вес больше коммерчески ориентированными, однако остается необходимость в проведении научных исследований, прибыль от которых появляется не сразу.

Можно проследить несколько тенденций, отражающих специализацию научных систем страны: реструктуризация институциональных механизмов для финансирования государственных исследований, приспособление правительственных методов к финансированию исследований, привлечение успешных кластеров к оказанию поддержки в проведении специализированных исследований.

8) Эффективность инновационной системы зависит от построения прочной системы связей между всеми звеньями инновационного процесса. Система связей должна быть ориентирована на потребности производства. Однако необходимо учитывать специфику отдельных промышленных секторов, чтобы применить наиболее эффективные методы инновационного развития с учетом специфики отрасли. Взаимосвязь необходимо оценивать по нескольким категориям: природа и значимость каналов связи, мотивации, институционального устройства. Важным элементом инновационной политики должно стать создание совместных инновационных проектов государственного и частного секторов.

9) Решающий фактор инновационного развития – человеческий капитал (квалифицированные сотрудники, знания, навыки, социальное и экономическое благосостояние). Необходимо не только эффективно использовать имеющийся человеческий потенциал, но формировать и расширять его путем привлечения высококвалифицированных сотрудников из-за границы.

Не смотря на, существующий кадровый потенциал, наша страна все же сталкиваемся с проблемой «утечки мозгов». Для решения этого вопроса, необходима открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров, которые могут являться источником новых идей, подходов, методов в вопросах реализации результатов научно-технической деятельности, что позволит достичь больших успехов в инновационном развитии. Такая политика должна включать в себя экономические стимулы для привлечения рабочей силы, разумную иммиграционную политику, процедуру признания иностранных квалификаций, социальную и культурную поддержку мигрантов, укрепление связей с диаспорами.

10) Стимулирование и развитие инноваций в образовательной среде важный аспект создания научных знаний, новых авторов, вовлечения молодого поколения в инновационный процесс, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, при развитии рыночных инновационных механизмов, обеспечении доступа малым инновационным предприятия к необходимым ресурсам, стратегическом планировании, управлении внутрифирменными процессами и взаимодействии всех участников инновационного процесса совместно с ведущими отраслями науки, крупными звеньями НИОКР, высшего образования и инвестиционного комплекса будет способствовать переходу экономики на инновационный путь развития. Все участники инновационного процесса, задействованные в создании и распространении результатов инновационной деятельности, являются инновационным потенциалом социально-экономического развития, посредствам которого процесс развития инновационной экономики будет осуществляться эффективнее.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Александрова С. Ю. Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях российской федерации: проблемы и перспективы развития: Автореф. дис. канд. экон. наук:08.00.05, – М., 2012.
  2. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие / А. Г. Фонотов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 431 с.: ил.
  3. Ожиганов Э.Н. Политика инновационного развития: Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 176 с.
  4. Шматко А.Д. Разработка комплекса мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в научно-технической сфере // Журнал правовых и экономических исследований – № 3 – 2011 – с. 19 – 22. – 0,25 п.л.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Попова Инна Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: