УДК 330.33.015

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Бочкарева Ирина Анатольевна1, Бобылев Антон Юрьевич1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности налогообложения за пользование недрами, недостатки, а также их значение в масштабах государства.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, налогообложение, плата за пользование недрами, платежи за пользование водными объектами, природные ресурсы


PAY FOR ROYALTY

Bochkareva Irina Anatolievna1, Bobylev Anton Yurievich1
1Novgorod State University, Student

Abstract
The article is about features, advantages and disadvantages of pay for royalty and their significance in state scale.

Keywords: mining operations tax, natural resources, pay for royalty, pay for using water bodies, tax assessment


Библиографическая ссылка на статью:
Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Плата за пользование недрами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2138 (дата обращения: 20.02.2018).

Всем известно, что наша страна в первую очередь является сырьевой: нефть, природный газ, – все это добывается в недрах нашей земли и вывозится за границу. Государство, несомненно, получает от этого пользу: прибыль от экспорта и налог за пользование природными ресурсами. Данный вид налога занимает важное место среди природоресурсных платежей в системе доходов бюджета, как по объему правового регулирования, так и по поступающим денежным средствам. Для того чтобы оценить вклад данных платежей в бюджеты, необходимо определить их систему и характерные особенности.

Налогообложение за пользование недрами регулируется Налоговым Кодексом, а просто пользование недрами – Федеральным Законом “О недрах” от 21.02.1992 №2395-2, согласно которому недра являются частью земной коры, находящейся ниже почвенного слоя, а в случае отсутствия данного слоя – ниже земной поверхности, а также ниже дна водоемов и водостоков, который распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Среди налогов и платежей за пользование недрами можно выделить следующие:

- платежи за пользование объектами животного мира;

- плата за выбросы вредных веществ сверх нормы;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- платежи за пользование лесным фондом;

- платежи за пользование водными объектами;

- земельный налог. [1]

1.      Налог на добычу полезных ископаемых.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с 26 главой НК РФ.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются государством как пользователи недр.

Объект налога:

- полезные ископаемые из недр на территории страны;

- полезные ископаемые из отходов добывающего производства.

Дадим пояснение, что такое полезные ископаемые. Полезными ископаемыми признается продукция, полученная добывающими отраслями промышленности, которая содержится в добытом из недр минеральном сырье. Надо заметить, что к полезным ископаемым будет относиться только та продукция, которая соответствует государственному стандарту РФ, а так же продукция, которая получена из минерального сырья путем его переработки.

Налоговая база: стоимость полезных ископаемых определяется каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из:

- цен реализации добытой продукции;

- цен реализации без учета субвенций государства;

- расчетной стоимости продукции.

Налоговая ставка: она определяется отдельно по видам полезных ископаемых в соответствии с 342 статье НК РФ. [5]

Комментарий: хотя данный вид налога и является федеральным, распределяется он следующим образом:

- налог по необщераспространенным полезным ископаемым – 40% – федеральный бюджет, 60% – региональный;

- налог по углеводородному сырью: 80% – федеральный; 20 – региональный;

- налог по общераспространенным полезным ископаемым: 100% – региональный бюджет.

2.      Платежи за пользование водными объектами.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Водным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за пользование водными объектами”.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование водных объектов с применением различных технических устройств и средств.

Объект налога: пользование водными объектами.

Налоговая база:

- объем продукции, произведенной при использовании водного объекта;

- объем воды, забранный из водного объекта;

- площадь используемых акваториальных объектов;

- объем сточных вод.

Налоговая ставка: ФЗ определены минимальные и максимальные налоговые ставки. Они делятся по категориям в зависимости от вида использования водного объекта и его состояния. [4]

Заметим, что если у водного объекта нет соответствующей лицензии, то ставки увеличиваются в пять раз.

Комментарий: данный вид налога идет полностью в региональный бюджет, в дальнейшем эти средства используются на восстановление и охрану водных объектов.

3.      Платежи за пользование лесным фондом.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Постановлениями Правительства.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование лесным фондом.

Заметим, что плата не взимается за общее природопользование в лесах: отдых, сбор плодов и ягод и так далее.

От уплаты налога освобождаются участники ВОВ, инвалиды первых и вторых групп и так далее.

Объект налога:

- заготовка древесины;

- заготовка материалов;

- культурно-оздоровительные и спортивные цели.

Отметим, что к объектам налога не относится проведение государственными органами научных и исследовательских работ.

Налоговая ставка: определяются минимальные ставки платы за древесину. Они устанавливаются в рублях за единицу ресурса или за единицу площади. [6]

Комментарий: платежи могут осуществляться в двух видах:

- лесные подати – при краткосрочном пользовании;

- арендная плата – при аренде участков на длительные сроки.

Денежные средства, полученные по этому налогу, направляются на проведение лесовосстановительных работ.

4.      Платежи за пользование объектами животного мира.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Федеральным Законом “О животном мире” и Постановлением Правительства

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование животным миром на территории страны.

Объект налога: право пользования объектами животного мира.

Налоговая база: определяется отдельно в отношении каждого вида животного мира. [3]

Комментарий: объектами  живого мира можно пользоваться не обязательно постоянно. Для этого существует практика выдачи лицензий. Они, как правило, разовые, выдаются органами по охране объектов животного мира.

Что интересно: от оплаты налога освобождаются организации и лица, которые осуществляют изъятие объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предохранения заболеваний животных.

Средства от сбора налога, поступающие в бюджет, используются на охрану воспроизводства животного мира.

5.      Плата за выбросы вредных веществ сверх нормы.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства.

Налогоплательщики: предприятия и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с природопользованием.

Объект налога:

- выборы в атмосферу вредных веществ;

- сброс вредных веществ в поверхностные и подземные воды;

- размещение отходов.

Налоговая база:

- выбросы в пределах установленных лимитов;

- выбросы в пределах допустимых нормативов.

Комментарий: к отдельным регионам могут применяться коэффициенты к базовой нормативной плате, которые будут учитывать экологические и другие факторы.

Поступления от сбора налога направляется в федеральный бюджет (19%) и региональный (81%). Впоследствии они направляются на финансирование программ по охране окружающей среды.

6.      Земельный налог.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за землю”.

Налогоплательщики: землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов), собственники земли.

Объект налога: земля, находящая во владении собственников.

Налоговая ставка: устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год. Ставки пересматриваются в связи с изменением условий хозяйствования.

Комментарий: Данный вид налога условно можно разделить на две части:

1.      Плата за земли сельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

- земельный налог на сельскохозяйственные участки;

- земельный налог на подсобное хозяйство.

2.      Плата за земли несельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

- налог за городские земли;

- налог за земли, расположенные за границами населенного пункта, в размере 20% от средней ставки;

- налог за земли водного фонда;

- налог за земли лесного фонда. [2]

Что интересно: при уплате данного налога к налогоплательщикам применяется механизм зачета расходов предприятий на ведение природоохранительных мероприятий. Данный механизм заключается в том, что платеж уменьшается на сумму, потраченную на охрану окружающей среды.

Как уже отмечалось выше, средства со сбора данных налогов направляются на реализацию природоохранных мероприятий.

Наиболее серьезной проблемой платежей за пользование недрами как стимула рационального природопользования, является их низкий уровень. В ФЗ “Об охране окружающей природной среды” предусмотрена плата за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов, в целях бережного отношения к благам природы, но в природоресурсном законодательстве данная мера не нашла своего отражения.

Чтобы оценить финансовый вклад платежей за пользование недрами, сопоставим их объем с доходами бюджета в целом (на примере федерального бюджета): 8-17% доходов приходится на природоресурсные платежи. Среди которых наибольшую долю в свою очередь имеет налог на добычу полезных ископаемых. К тому же немалую долю в доходах бюджета имеют доходы от продажи природных ресурсов за границу.

Таким образом, на данный момент большая доля доходов бюджета государства приходится на доходы от продажи природных ресурсов. Вырученные деньги покрывают общественно важные расходы бюджета, но при этом стоит опасаться возможности экономического спада  вследствие масштабного экспорта природных ресурсов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Закон Российской Федерации “О недрах” (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.);
  2. Оценка стоимости недвижимости / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обра-щения 28.01.12);
  3. Регулярные платежи за пользование недрами / Российский налоговый курьер // URL: http://www.rnk.ru (Дата обращения 29.01.12);
  4. Соломатина И.Е. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами / Недвижи-мость и инвестиции. Правовое регулирование № 3-4 (16-17) Декабрь 2003г.;
  5. Экологическое право / Все о праве // URL: http://www.allpravo.ru (Дата обращения 28.01.12)
  6. Экологическое право (право окружающей среды) / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обращения 29.01.12).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бочкарева Ирина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: