МАНТАЕВА Э.И., СЛОБОДЧИЧКОВА И.В. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Ключевые слова: , , , ,


МАНТАЕВА Э.И., СЛОБОДЧИЧКОВА И.В. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1454 (дата обращения: 10.06.2018).

На современном этапе развития общества значительно возрастает роль возобновляемых нетрадиционных энергетических ресурсов (солнечная, ветровая и геотермальная энергия, энергия морских приливов, волн и др.). Это связано с тем, что технический прогресс вызвал ускоренные темпы потребления энергии и способствовал поиску возобновляемых и более экологичных видов энергоресурсов.

В связи с этим одним из приоритетных направлений «Энергетической стратегии России до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р, является освоение возобновляемых источников энергии. Также Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии и стимулирование использования энергетических эффективных технологий [5].

Основной целью развития нетрадиционной энергетики должно быть рациональное использование природных энергоресурсов с сохранением экологического равновесия и социальной стабильности. При этом должны решаться следующие задачи:

– повышение уровня жизни населения на основе современных систем энергоснабжения на базе возобновляемых источников энергии и инновационных технологий;

– сокращение потребления нефтепродуктов и развитие региональной энергетической базы;

– стабилизация цен на энергоносители и обеспечение бесперебойного энергоснабжения;

– подготовка квалифицированного персонала в области производства и потребления энергоресурсов и их эффективного использования [7, с. 23].

Кроме этого, согласно Основным направлениям государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, повышение энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, необходимое для надежного, устойчивого и долгосрочного энергообеспечения экономического развития Российской Федерации, способствует вовлечению инновационных наукоемких технологий и оборудования в энергетическую сферу и является одним из значимых мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов [3].

На сегодняшний день наиболее динамично развивающейся отраслью альтернативной энергетики, привлекающей наибольший объем инвестиций, является ветроэнергетика. Нужно отметить, что мировая практика использования ветра как чистого, возобновляемого источника энергии доказывает свою эффективность. Россия также обладает богатыми ветроэнергетическими ресурсами. Крайний Север, Юг России и Дальний Восток – территории, где использование энергии ветра экономически выгодно. Технический потенциал ветровой энергии России в целом составляет свыше 50 000 млрд. кВтч/год. Этот показатель более чем в 60 раз превышает общее реальное электропотребление страны, а экономический потенциал составляет примерно 260 млрд. кВтч/год, т.е. около 30% производства электроэнергии всеми электростанциями России [1].

Важность этой проблемы обусловлена тем, что Россия обладает необходимым потенциалом для решения задач по наращиванию мощностей возобновляемых источников энергии. При этом многие регионы страны, являясь энергодефицитными, располагают различными видами таких ресурсов. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития альтернативной энергетики с использованием возобновляемых источников. Так, анализ современного состояния энергетического комплекса Республики Калмыкия выявил следующие проблемы обеспечения устойчивого энергоснабжения:

- в республике недостаточно генерирующих мощностей;
- электрическая энергия поставляется соседними регионами;
- недостаточный объем инвестиций в обновление, модернизацию оборудования электрического хозяйства республики;
- крайне низкая надежность работы энергосистемы республики;
- повышение уровня аварийности и снижение эксплуатационной готовности энергосистемы.

Собственной генерации, влияющей на режим работы энергосистемы, республика не имеет. Энергосистема Республики Калмыкия является дефицитной, электрическая энергия поставляется соседними регионами: Ростовэнерго и Астраханьэнерго и частично Ставропольэнерго. В республике не достаточно генерирующих мощностей. При потреблении республикой электроэнергии 483,1 МВт в год, генерируемая электрическая мощность ГТ ТЭЦ (газотурбинная  теплоэлектроцентраль) г.Элиста составляет 25,2 МВт (табл.1).

Таблица 1

Потребление электрической энергии

в Республике Калмыкия в 2010г., МВт

Генерирующие мощности

Объем, МВт

ГТ ТЭЦ г.Элиста

25.2

Другие источники

457,9

Полное потребление по территории РК

483.1

 

Стоит отметить, что основными потребителями электроэнергии в республике являются население и бюджетные организации. Энергетическая зависимость республики приводит к инвестиционной непривлекательности региона, отсутствию крупных потребителей. Отсутствие собственных запасов традиционных видов топлива приводит к невозможности развития традиционных генерирующих мощностей.

Одной из важных проблем республики, затрудняющей развитие промышленности и социальной сферы, является дороговизна электроэнергии. Один мегаватт электроэнергии обходится предприятиям республики примерно в 2,5 раза дороже, чем в соседних регионах. Это влечет за собой высокую себестоимость производимой продукции, снижает ее конкурентоспособность [12]. Что в целом оказывает негативное воздействие на развитие экономики Республики Калмыкия.

На сегодняшний день основным видом топлива для производства электрической и тепловой энергии в республики Калмыкия является природный газ. При этом стоит отметить, что природно-климатические условия региона благоприятны для строительства генерирующих объектов с использованием возобновляемых источников энергии, в частности, энергии ветра. Так, по данным измерений специалистов технический ветроэнергетический потенциал республики оценивается величиной 170 тыс. МВт и годовой выработкой в 590 млрд. кВт [11].

В целях развития энергетической системы Республики Калмыкия Правительством республики определены направления по обеспечению региона доступной электроэнергией. В их числе утверждение Программы перспективного развития электроэнергетики Республики Калмыкия на 2012-2016г.г., мероприятия которой направлены, в том числе, на рациональное развитие электроэнергетики республики, снижение дефицита электроэнергии за счет увеличения собственной генерации электрической энергии на основе использования нетрадиционных источников.

Необходимость развития генерации обусловлена существующим дефицитом собственных генерирующих мощностей в республике, с целью снижения которого предполагается реализация ряда инвестиционных проектов по строительству новых генерирующих объектов. Так, в Республике Калмыкия реализуется крупный инновационный проект по строительству энергопарка. В 2007г. на XI Петербергском экономическом форуме руководством республики проведены переговоры с представителями чешской компании «Фалкон капитал», в результате которых были найдены оптимальные формы сотрудничества в сфере использования альтернативной энергии. Правительством республики этому проекту присвоен статус особо важного инвестиционного объекта. Кроме того, он включен в федеральную целевую программу «Юг России». Согласно оценке эффективности программы, реализация проекта строительства ветряной электростанции на 150 МВт на территории Республики Калмыкия позволит производить от 420 до 600 млн. кВт.ч в год, что обеспечит в полном объеме потребность населения Республики Калмыкия в электроэнергии и даст возможность поставлять электроэнергию в соседние регионы. Прирост объемов производства составит около 697 млн. рублей, поступлений в бюджет Республики Калмыкия – 118 млн. рублей. Затраты на подготовку инженерной инфраструктуры энергетического комплекса Республики Калмыкия составят 10548,9 млн. рублей [4].

Как отмечалось, в республике нет крупных потребителей электроэнергии. Это во много связано с тем, что отраслью специализации Республики Калмыкия является сельское хозяйство. На сегодняшний день сельскохозяйственное производство активно использует современные технологии, использующие электрическую энергию. В связи с этим возросли требования к надежности электроснабжения сельскохозяйственных объектов, к качеству электрической энергии, к ее экономному и рациональному использованию.

Также большое значение  развитие ветроэнергетики имеет для удаленных территорий. Особенность электроснабжения предприятий и населенных пунктов в сельской местности заключается в том, что необходимо подводить энергию к небольшому числу небольших объектов, рассредоточенных по территории республики. Это связано с малочисленностью населения, низкой плотностью заселения территории, большой протяженностью сетей, отсутствием крупных потребителей электроэнергии. Так, на  территории республики общей площадью 75,9 тыс. кв. км расположено 265 населенных пунктов. Учитывая, что 44% населения являются городскими жителями, на одного сельского жителя республики условно приходится 400кв.км. В результате протяженность электрических сетей во много раз превышают эту величину в других отраслях.

Для Республики Калмыкия применение возобновляемых источников энергии даст возможность диверсификации энергоснабжения, отказа от приобретения дорогого энергоресурса в соседних регионах. Актуально это в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развития сельского хозяйства, реализации приоритетных национальных проектов. Использование возобновляемых источников энергии на территории Республики Калмыкия способно внести существенный вклад в решение таких проблем, как обеспечение энергетической и экологической безопасности, развитие промышленности, дополнительные инвестиции в экономику региона [6, с. 45].

Однако при всей важности реализации проектов по созданию генерирующих объектов с использованием возобновляемых источников, в стране существуют ограничения, препятствующие осуществлению необходимых мероприятий. В их числе: отсутствие стимулов для инвестирования в отрасль, неразвитость инфраструктуры, нехватка квалифицированных кадров. Кроме того, учет экологического фактора в экономической деятельности может быть выгодным как в масштабах отдельных стран, регионов, так и отдельных компаний. В связи с чем основными целями государственной политики должны стать: оздоровление экологической обстановки в стране; улучшение здоровья населения; сохранение природно-ресурсного потенциала страны; участие России в международной природоохранной деятельности; определение приоритетных экологических проблем и разработка мероприятий по их решению; обеспечение учета экологических факторов в экономической и социальной политике [2].

Таким образом, развитие возобновляемой энергетики является важным фактором не только энергетической и экологической безопасности, но и важной составляющей социально-экономического развития государства в целом. В связи с этим применение альтернативных источников энергии, наряду с традиционными, должно составлять основу энергетической политики государства. В перспективе это будет способствовать решению важных проблем устойчивого развития страны и ее регионов.

 

Литература

  1. Затопляев Б., Редько И. Энергия ветра // http://www.sbyt.ivnet.ru
  2. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В. Рациональное природопользование и инновации: региональный аспект // Управление экономическими системами: электронный научный  журнал,  2011. №12. URL: http://www.uecs.ru
  3. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р.
  4. Федеральная целевая программа «Юг России (2008 – 2012 годы)». Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 10.
  5. Федеральный Закон РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года  N 35-ФЗ.
  6. Стратегические приоритеты развития региональной экономики: долгосрочный аспект  / под общ. ред. Г. М. Борликова, Э. И. Мантаевой. – Элиста: Джангар, 2008.
  7. Хузмиев И.К. Малая гидроэнергетика для энергоснабжения отдаленных территорий на примере горных районов Республики Северная Осетия-Алания // Энергобезопасность и энергосбережение. – №1- 2010
  8. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет  http://www.krugosvet.ru/
  9. http://minenergo.gov.ru/ – официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации
  10. http://gov.kalmregion.ru/ – официальный сайт Правительства Республики Калмыкия
  11. http://mtr-rk.kalmregion.ru/ – официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия
  12. http://www.kalmpriroda.ru/  – официальный сайт Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды Республики Калмыкия
  13. http://mtr-rk.kalmregion.ru/ – официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «inna-slo»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация