УДК 33

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Юрку Ю.Ю.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Юрку Ю.Ю. Мотивация персонала в системе функций инновационного менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1126 (дата обращения: 31.10.2018).

В силу количественного расширения состава участников инновационного процесса, усложнения решаемых задач – научно-технических, хозяйственно-экономических, коммерческих, возрастает необходимость разработки методологии управления инновациями, инструментария технико-экономической экспертизы осуществимости инновационных проектов.

Мотивация инновационной деятельности выполняет важную задачу воздействия на поведение человека для достижения целей инновационного развития. Слабость мотивации инновационной деятельности работников препятствует функционированию инновационного процесса на предприятии. Так как в основе любого инновационного процесса – деятельность людей, создающих, реализовывающих, внедряющих инновации.

Инновационный процесс отечественные экономисты трактуют различно.

Инновационный процесс по К.П.Янковскому базируется на инновационной деятельности общества. Инновационный процесс представляет собой совокупность интеллектуального труда по созданию нового продукта труда [1, c.8].

В.П.Завлин, А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели определяют инновационный процесс – как процесс преобразования научного знания в нововведение, последовательная цепь событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [2, с.15].

Любая трактовка инновационного процесса особое место отводит интеллектуальной деятельности человека. В инновационном процессе наиболее характерен персонифицированный характер труда ученого, разработчика, исследователя, но именно персонал предприятия осуществляет процесс преобразования научного знания в нововведение, делает возможным его промышленное использование. Система мотивации должна предоставлять каждому сотруднику возможность самостоятельного выбора способов вознаграждения в соответствии с его индивидуальной шкалой ценностей.

В системе функций инновационного менеджмента мотивация выполняет важную задачу мотивирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах принятых ими полномочий, направленных на достижение установленных целей развития инноваций.. Делегирование устанавливает административные отношения между участниками инновационного процесса [3, с.47].

В современном инновационном менеджменте лейтмотивом мотивации предпринимательства чаще всего является получение максимума прибыли с целью достижения сверхприбыли в будущем, ради чего и осуществляются различного рода инновации, как продуктовые, технологические, так и организационные. В этой системе приоритетов мотивации предпринимательства упускается из виду нематериальные ценности. Выдвигаясь на передний план, стремление к прибыли любой ценой сводит к нулю значение и влияние множества социальных и моральных потребностей, обладающих
мотивационно-трудовым значением.

Среди них можно выделить потребность в самоуважении, самореализации, самоутверждении, стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным мотиватором инновационной деятельности. Можно сказать, что потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения.
Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками [4].

В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Известно, что любая потребность может породить многообразие различных интересов материальных и нематериальных. К нематериальным интересам можно отнести интерес к знаниям, науке и т.д. Интерес к знаниям порождает интерес к творческому научному поиску.

Так, для одних главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее содержание труда, его творческая насыщенность. Инновационный процесс предполагает большую творческую насыщенность труда, высокую его интенсивность. Материальное благополучие на первых этапах инновационного процесса может быть недостижимо [5, с.105].

При внедрении инновации на первое место выходят такие качества персонала как профессионализм, способность к творчеству, интеллектуальные способности, коммуникативные качества, психофизиологические характеристики. Опыт передовых предприятий показал важность повышения квалификации (качества) персонала работающего с инновациями [6].

Среди перечня мероприятий, способствующих повышению качества персонала, занимающегося инновациями, следует особо выделить повышения квалификации и переподготовки, способствующих расширению спектра знаний, умений, навыков, квалификации, коммуникаций персонала.

Таким образом, особое место в инновационной деятельности отводится интеллектуальной деятельности человека. В инновационном процессе наиболее характерен персонифицированный характер труд ученого, разработчика, исследователя, но именно персонал предприятия осуществляет процесс преобразования научного знания в нововведение, делает возможным его промышленное использование.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. – 189с.
  2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.:Питер, 2001.- 375с.
  3. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. Пособие/Под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э. Миндели. – М:Экономика, 2000
  4. Шамина Л.К. Теоретические аспекты функционирования инновационных процессов. – СПб.:Наука, 2008. – 85с.
  5. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокин М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 407 с.
  6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.:Норма, 2005. – 416.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «1106113»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация