ПАНКРАТОВА Л.П. КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


ПАНКРАТОВА Л.П. КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1085 (дата обращения: 12.01.2018).

Сегодня тема инноваций и инновационной экономики стала почти навязчивой идеей властей. Однако как определить степень инновационности компании и региона страны? Какими подходами при этом можно воспользоваться? Какие у этих подходов недостатки? Можно ли их улучшить?
Инновационность экономики региона является многогранной характеристикой, включающей в себя множество критериев, которые зачастую между собой трудно сопоставимы. Вместе с тем с точки зрения инноваций экономику региона можно рассматривать как территориальную инновационную систему, самодостаточную или в определенной степени интегрированную в другие инновационные системы национального и международного уровня.
Самодостаточность экономики региона как инновационной системы означает наличие на соответствующей территории организаций, вместе реализующих полный инновационный цикл: генерация знаний – разработка технологий – выпуск инновационной продукции.
Необходимо отметить, что в современных условиях инновационную самодостаточность довольно трудно обеспечить даже отдельным государствам, не говоря уже об отдельных регионах, и на сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации имеют организации, функционирующие на разных этапах инновационного цикла. Например, некоторые регионы занимают сильные позиции в части проведения исследований и разработок, другие территории обладают опытным производством и широкими возможностями коммерциализации разработок с получением на выходе инновационной продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках.
Любое предприятие всегда сталкивается с вопросами повышения конкурентоспособности продукции. Таким образом, руководство предприятия всегда стоит перед выбором, какие ресурсы и в каких количествах необходимо использовать для достижения определённого уровня конкурентоспособности. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы (критерии инновационности предприятий).
Цель исследования – определить критерии инновационности предприятия.ООО «Владимирский инновационно-технологический центр» образован в 1996 году. Основной учредитель — администрация города Владимира. Владимирский ИТЦ — член Союза инновационно — технологических центров России. Владимирский инновационно-технологический центр занимает здание площадью 2700 м2, в котом работает 23 научно-производственных предприятия. Предприятия специализируются в области машиностроения, микроэлектроники, химии, новых материалов, экологии. Совокупный объем ежегодно производимой предприятиями научно-технической продукции превышает 230 млн. рублей. Многие виды продукции защищены патентами. За годы работы Центра были разработаны и изготовлены несколько уникальных изделий, это: супер — магнит для гироклистрона весом 700 кг, электромагнитный демпфер для стыковки космических аппаратов, индукторы для плавки металла в космосе, деревообрабатывающий станок с программным управлением.Виды услуг, оказываемые Владимирским инновационно-технологическим центром:
• предоставление в аренду производственных, лабораторных, офисных помещений; средств связи, оргтехники;
• организация участия предприятий в выставках, ярмарках, конференциях;
• оказание помощи в подготовке бизнес-планов и составлении заявок на финансирование научно-технических проектов;
• организация международных партнерских связей в области технологического трансфера;
• участие в установлении партнерских связей при проведении научно-исследовательских опытно-конструкторских
• работ;
• оказание помощи в поиске потребителей научно-технической продукции;
• участие в разработке научно-технической продукции;
• проведение технологического аудита;
• консультации по вопросам сертификации продукции и охраны интеллектуальной собственности.
В марте 2009 года Владимирский инновационно-технологический центр подписал соглашение с консорциумом Gate2RuBIN и стал участником по развитию Российской бизнес — инновационной сети и реализации проекта Gate2RuBIN.
Проект направлен на участие российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в Enterprise Europe Network. Enterprise Europe Network (Европейская сеть поддержки предпринимательства, EEN) — крупнейшая в Европе сеть по поддержке предпринимательства, реализуемая Европейской комиссией в рамках Программы конкурентоспособности и инноваций. Сеть ЕЕN стартовала 7 февраля 2008 года, она включает 40 стран, (в т.ч. 27 стран Европейского Союза (ЕС)), 600 организаций, которые объединены в региональные консорциумы (более 250) — центры трансфера, бизнес инновационные центры, торгово-промышленные палаты, агентства развития и т.п.
Основная задача участников сети ЕЕN — оказание малым и средним компаниям (МСП), научно-исследовательским коллективам услуг в области поддержки бизнеса и инноваций, поддержки бизнес – кооперации, интернационализации, передачи знаний и технологий, их участия в рамочных программах ЕС. Российский консорциум объединил три сетевые организации: Союз Инновационно-технологических Центров России, Некоммерческое партнерство «Российская сеть трансфера технологий» (Сеть RTTN); Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РА ПМСБ). Между Консорциумом и Европейской комиссией подписан контракт, в соответствии с которым Консорциум имеет официальный статус партнера (участника) Enterprise Europe Network.
Общая цель проекта — содействие развитию научно-технологической и бизнес кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности. С этой целью Владимирский инновационно-технологический центр в текущем году начал оказывать малым научно-техническим предприятиям и организациям Владимирской области информационные, консультационные и методические услуги в сфере международного трансфера технологий. Основная задача Владимирского ИТЦ — оказание помощи предприятиям области в поиске европейских партнеров, участвующих в совместном проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в продвижении научно-технической продукции на европейский рынок, в увеличении экспортной составляющей в доле валового регионального продукта. Владимирский инновационно-технологический центр занимается анализом, обработкой и передачей информации полученной по Европейской сети поддержки предпринимательства, подготовкой технологических запросов и предложений по европейским стандартам и размещением их в сети.
Методология инновационного менеджмента должна включать постановку неординарных и сложных целей, быть ориентированной не на модификацию существующего положения (продукция, технология, организация, персонал и пр), а на принципиально новые подходы и решения. Методология управления должна строиться на оценках вероятности конечного успеха, риска неудачи, необходимых усилий и ресурсов.
1. Инновационный менеджмент не может не быть стратегическим менеджментом, но он предполагает вполне определенные стратегии – инновационные. Их отличие заключается в том, что они учитывают особенности инновационного развития – длительный период созревания идеи, низкая отдача ресурсов на первоначальном этапе реализации инновационной стратегии, сложность обратной связи – от результата к усилиям и инвестициям, взаимодействие промежуточных и конечных целей, ритмы ожиданий.
2. Необходимость инновационной установки, без которой инновационный менеджмент оказывается невозможным. Всегда существует сопротивление изменениям, но оно может быть различным в зависимости от действующих установок. В традиционных организациях господствует скептическое отношение к непродуманным и “сумасшедшим” идеям. В новаторской организации главная установка на поощрение идей, создание условий для их проработки, осторожную оценку идей. На ранней стадии созревания принципиально новых идей нет возможности отличить глупую идею от гениальной.
3. Ресурсная поддержка инноваций. Иногда менеджер полагает, что для разработки идеи необходима только увлеченность и потенциал знаний, способность и минимальные организационные условия. Разработку идеи надо финансировать, необходимы ресурсы. Вложение ресурсов в новые идеи – всегда рискованное дело, но риск – это нормальная характеристика инновационного менеджмента. Готовность к риску проявляется в выделении ресурсов на разработку и поддержку рискованных идей.
4. Инновационная организация деятельности предполагает разделение традиционного и инновационного управления. Они различаются исходными принципами организации. Традиционная организация строится на основе движения от существующего положения к результату, инновационная – напротив, от того, где мы хотим быть, к тому, что мы сейчас должны делать.
В системе управления должны быть инновационные подразделения, управление которыми должно быть предельно децентрализовано и их работа освобождена от текущих дел.
В организации инновационного менеджмента необходимо отказаться от традиционных посылок контроля. Здесь иной предмет контроля, а, следовательно, и его методы.
Инновационный потенциал менеджмента характеризует одну из важнейших тенденций развития управления.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Lubov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: