ВАЛИЕВ А.Т. АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕГОДНЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: , , , , ,


ВАЛИЕВ А.Т. АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕГОДНЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1080 (дата обращения: 22.02.2018).

Александр Валиев,
студент 5 курса
финансово-экономического факультета
Налоговой академии РФ

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности почти каждой крупной страны, в том числе и России. Это подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения.
Именно поэтому настоящее и будущее российского автопрома остается до сих пор одной из главных проблем развития российской экономики.
Если во времена СССР потребители не имели возможности сравнивать продукцию отечественного автопрома с зарубежной, то после исчезновения так называемого «железного занавеса» разница в качестве российских и западных автомобилей стала очевидной и автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса, от которого не оправилось до сих пор.
И несмотря на солидные бюджетные вливания и государственную поддержку, российское автомобилестроение остается одной из наименее успешных отраслей экономики. Только за последний год были предприняты такие меры, как введение заградительных пошлин, программы стимулирования потребительского спроса, огромные денежные вливания и льготные кредиты со стороны государства, однако положительный эффект так и не был достигнут. С 2002-го года отечественные заводы начали сбор иномарок. В 2010 стартует эксперимент по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который сможет использовать для приобретения нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». Тем не менее, продажи отечественных автомобилей в 2009 снизились более чем в 2 раза по сравнению с 2007, с 755000 до 353100.
В этой связи показательным выглядит следующий факт: 12 марта прекратил свое существование единственный дилер АВТОВАЗ в Дании по причине полного отсутствия спроса на автомобили марка Lada в стране. Как сообщают местные СМИ, за последние два года дилеру не удалось реализовать ни одной машины российского производства, а всего за последнее десятилетие в Дании было продано лишь 316 автомобилей.
Основной причиной неудач российского автопрома называют неэффективный менеджмент предприятий и невысокое качество производимых автомобилей. Возможное вступление в ВТО только усугубит дело кризис данной отрасли. Рынок заполонят миллионы дешевых иномарок, и продажа дорогих и, прямо скажем, не очень качественных российских автомобилей потеряет всякий смысл.

Остается лишь удивляться тому, почему за свою многолетнюю историю мы так и не научились производить автомобили достойного качества. Пока лишь остается констатировать факт, что наши современные модели находятся на уровне иномарок пятнадцатилетней давности.
Необходимо, пока еще не поздно, провести глубокую реструктуризацию и перестройку производства таким образом, чтобы гарантировать хорошее качество при минимальных издержках. Кроме того, производители обязаны предложить рынку более современные автомобили. В этом смысле перспектива присоединения России к ВТО из негативного фактора становится хорошим стимулом, чтобы наши автозаводы повысили свою конкурентоспособность.
По прогнозам экспертов «Северсталь-Авто», объем производства иностранных брендов в России к 2010 году может вырасти до более чем 700 000 автомобилей в год. Так что есть все основания рассчитывать на то, что после присоединения к ВТО российский автопром станет частью глобального мирового автомобильного производства.
В последнее время есть немало удачных проектов по модернизации модельного ряда, считают специалисты. Большинство производителей реализуют программы повышения экономической эффективности, многие планируют совместные проекты по производству автомобилей и компонентов с международными партнерами — эти шаги и являются оптимальной моделью развития для российского автопрома в условиях глобализации и вступления России в ВТО.
Тем не менее, риск высок. Дело в том, что нынче правительство может устанавливать любые пошлины. Вступление в ВТО автоматически не отменит их, на это отводится семилетний период, за который они должны снизиться до уровня, соответствующего требованиям ВТО. При этом их можно снижать постепенно, а можно держать на высоком уровне несколько лет, а затем резко снизить. Специалисты отмечают: за этот переходный период автопром должен стать конкурентоспособным. Это относится как к производству самих автомобилей, так и к производству запчастей и компонентов. И сегодня вопрос стоит так — или в течение семи лет предприятия отечественного автопрома модернизируются, и качество машин будет соответствовать мировому уровню, или лет через десять автомобили российского производства можно будет встретить лишь в музеях.
Перспективы не столь радужные, поэтому, на мой взгляд, стоит перенять пример соседнего Китая. В этой стране сразу ввели пошлины на ввоз иномарок в 200%, затем понизили их до 100%. Сегодня они составляют 40%, а через два года составят лишь 25%. К этому времени в Поднебесной планируют производить не менее 6 млн. автомобилей в год. Таким образом, китайцы изначально защитили свой рынок от массового завоза подержанных иномарок и одновременно решили государственную задачу — создали практически с нуля собственное массовое автопроизводство. Причем с помощью высоких заградительных пошлин привлекли к развитию своего автопрома практически все значимые мировые бренды и одновременно получили от них все необходимые технологии. Не говоря об инвестициях, которые составили в автопроме Поднебесной более $22 млрд.

Также необходимо привлечение внебюджетных инвестиций со стороны лидеров мирового автомобилестроения. Государство не будет поддерживать отечественный автопром без притока капитала со стороны частных инвесторов. Об этом, выступая на заседании Правительства в апреле 2010 г, заявил вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, Минпромторг и Минэкономразвития к настоящему времени достаточно полно проработали программу развития отечественного автостроения до 2020 года, однако, она не будет обсуждаться на правительственном уровне до тех пор, пока не будет подкреплена реальными инвестициями.
Но одних инвестиций будет мало. Отечественные производители настолько исчерпали кредит доверия нашего и зарубежного потребителя, что поднимать имидж и престиж русского автопрома нужно с нуля. Этим,к примеру, активно занимается Николай Фоменко, который разработал первый отечественный суперкар «Marussia». Он наглядно показал, что «российский автомобиль» может звучать гордо. Но несмотря на все положительные черты автомобиля, без подводных камней не обошлось и тут. Ведь наверняка потребитель скорее обратит свой взор на суперкары производства итальянского, так как они много лет на рынке и успели доказать свои надежность и качество, а на новичков смотрят подозрительно в любой сфере производства. И даже выгодно отличающаяся цена тут не поможет, потому что человеку покупающему товар премиум класса все равно, отдавать за него 4,5 млн. рублей или 8.
Поэтому прежде чем лезть в рынок эксклюзивных машин, сначала надо заслужить уважение на рынке товаров среднего класса. И что похвально, какие-то шаги в этом направлении делаются. Стоить отметить, что после стольких лет автомобили Лада наконец-то начнут оснащать фирменной CD-магнитолой с USB-разъемом. Не забыт и низший класс. К выпуску готовится новая Lada Low Cost – максимально пониженной стоимости созданный на базе некогда замороженного «Проекта С» и Лады Калины. Калина и так не была самым удачным проектом, а будет ли иметь успех ее упрощенная версия, пока сказать трудно. Но остается верить, что все эти меры в сочетании с удачным маркетингом, эффективным менеджментом и жестким контролем качества рано или поздно сделают свое дело и выведут нашу автоиндустрию на принципиально новый уровень.

Список использованной литературы.
1.Автомобильная промышленность России: Состояние и перспективы, Погребняк Е.В., Белоусов А.Р., Кузнецов Б.В. и др.; 2002 г.
2.Автомобильная промышленность КНР: Достижения, конкурентоспособность, перспективы, Андрей Родионов,2011 г.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Alex Valiev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: