СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ И ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ В СОВРЕМЕННОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Самонова Кристина Владимировна
Южный федеральный университет
Технологический институт в г. Таганроге

Ключевые слова: сетевой маркетинг, финансовые пирамиды

Samonova Kristina Vladimirovna
Southern Federal University
Institute of Technology in Taganrog

Библиографическая ссылка на статью:
Самонова К.В. Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды в современной ступени развития экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/953 (дата обращения: 15.03.2024).

Сетевой маркетинг (network marketing, MLM) представляет собой концепцию продвижения и реализации товаров/ услуг, основанная на создании сети независимых сбытовых каналов (дистрибьюторов), каждый из которых занимается сбытом продукции, а также обладает возможностями для привлечения партнеров, имеющих аналогичные права. В этой связи доход каждого участника маркетинговой сети состоит из комиссионных за реализацию предлагаемой продукции и дополнительных бонусов (вознаграждений), находящихся в прямой зависимости от объема продаж, совершенных привлеченными ими торговыми агентами.

Большинство потребителей введены в заблуждение  «сетевыми маркетологами», поскольку не каждая маркетинговая сеть является легальным способом продвижения и реализации товаров/ услуг. Это объясняется тем, что многие финансовые пирамиды по большей части схожи с сетевым маркетингом, поэтому убедить потребителя, что их организация – это MLM не составляет большого труда.

Попробуем найти зерно истины, рассмотрев эти явления, и попытаемся найти линию раздела между ними.

Первое – это легальные сетевые компании, на пример Амвей, АРГО, Nu Skin, Trade Way и др. Эти компании имеют реальный товар,  выполняя заявленные функции (стирает, моет посуду, красит ресницы и пр.)

Второе – сетевые финансовые пирамиды. Это квинтэссенция финансовой пирамиды в ее идеальной форме. Никакого товара за ней не стоит. Все выплаты осуществляется за счет средств вновь привлеченных участников пирамиды. Эта система разрастается до такой степени, что, в конечном счете, лопается, как мыльный пузырь, унося, в лучшем случае, будущие мечты и надежды вкладчиков.

Тем не менее, различия между ними не всегда легко найти. Зачастую сетевые финансовые пирамиды прикрываются видимостью товаров: акция или программа, БАДы, структуризаторы воды, дискуссионные группы, учебные курсы. Их содержание,  фактическое место расположения и принцип функционирования не имеет существенного значения. С первого взгляда,  потребитель,  ввиду своего уровня знания в той или области или психологического предрасположенности к бездумному шопингу, становится жертвой «сетевых маркетинговых» компании. Простой пример – наклейка на мобильное устройство, защищающее пользователя от вредного излучения телефона. А имеет ли предполагаемый товар выше описанных полезные свойства для большинства потребителей остается загадкой.

С моей точки зрения,  сетевой маркетинг имеет большие перспективы на рынке,  поскольку позволяет снизить прямые и косвенные издержки, не требует чрезмерно  активной рекламной поддержки, так как дистрибьюторы сами рекламируют свою продукцию. Это утверждение справедливо для легально оформленных сетевых компаний.

Сетевые финансовые пирамиды можно охарактеризовать следующими отличительными особенностями:

  1. Достаточно большие затраты на содержание всей цепочки пирамиды,  а также характеризуется наличием значительных транспортных расходов,  что ведет к увеличению рыночной стоимости предлагаемой продукции.
  2. Предлагаемы товары / услуги,  как правило, не имеют ярко выраженных потребительских свойств и конкурентных преимуществ на рынке.
  3. С правовой точки зрения, построение такого бизнеса оценивается как венчурное (высоко рискованное), поскольку идет нарушение административных, гражданских и уголовных норм правовых актов. ( В частности, введение в заблуждение потребителей о достоверной информации о предлагаемой продукции). В этой связи, эти организации находятся под пристальным наблюдением правоохранительных органов.
  4. Срок существования сетевых финансовых пирамид относится к краткосрочному периоду, чаще всего это фирмы однодневки.
  5. С другой стороны, деятельность таких компаний сводится к одной цели – привлечение большего числа клиентов и расширение ее на рынке. Такая цель не противоречит статье Конституции Российской Федерации о свободе экономической деятельности и беспрепятственном перемещении товаров/ услуг по территории.

Сетевой маркетинг является достаточно эффективным инструментом продвижения продукции и расширения доля компании на рынке и, соответственно, дает возможность для получения дополнительной прибыли. Однако создавая «машину» беспрерывного обогащения, человек сталкивается с квазесетевыми маркетинговыми компаниями,  а именно, с финансовыми пирамидами. Честно ли это? Аморально? Ответ на этот вопрос может каждый сделать сам, но все же не надо забывать о принципах цивилизованного ведения бизнеса, о деловой этике и принципах свободной конкуренции.  В войне все средства хороши, тогда пусть победит сильнейший и честнейший!


Библиографический список
  1. ru.wikipedia.org›Сетевой маркетинг
  2. http://www.marinbiz.ru/
  3. http://zarpravda.ucoz.ru/index/finansovye_piramidy_finansovye_mlm/
  4. http://www.aferizm.ru/moshen/piramida.htm
  5. Шевчук Д.А, «Маркенг», М.  ВИД 2005 г.
  6. Лебедев-Любимов А.Н. «Психология в маркетинге COOL – BRAND стартегия» СПб.: Питер, 2008. — 192 с.


Все статьи автора «Самонова Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: