СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Слюнина В.А.
Национальный исследовательский университет Белгородский государственный университет

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Слюнина В.А. Социально-экономическая безопасность региона в условиях инновационного развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/05/763 (дата обращения: 28.10.2018).

Проблема анализа экономической безопасности России и ее регионов в последние годы привлекает все более пристальное внимание ученых-экономистов. Это связано с тем, что в процессе перехода от административной централизованной системы регулирования экономики к методам рыночного хозяйствования возникли многочисленные трудности и новые угрозы экономической безопасности и устойчивого развития территорий России.

Исследования, проводимые различными специалистами, показали, что снижение активности государственного регулирования экономики также привело к существенному усилению угроз экономической безопасности Российской Федерации. Эти и ряд других причин привели к осознанию необходимости теоретического осмысления проблем региональной экономической безопасности.

Актуальность исследования определяется реальным уроном, наносимым объектам безопасности региона неуправляемыми социально-экономическими процессами и отсутствием адекватной этим процессам институционально-правовой среды, способствующей эффективному управлению экономической безопасностью региона.

Характеризуя степень научной разработанности такой проблемы, как экономическая безопасность региона, можно говорить о том, что она является новой и недостаточно разработанной. Наибольший вклад в исследование различных аспектов экономической безопасности России внесли Л.Абалкин, И.Богданов, Е.Ведуга, С.Глазьев, Е.Олейников, В.Тамбовцев и др. внимание исследователей концентрировалось, прежде всего, на макроэкономических основах национальной безопасности.

Регионализация общественной жизни в России вызвала научный интерес ученых-экономистов к региону как объекту хозяйственной деятельности. В работах Е.Андреева, А.Блинова, Г.Гутмана, Л.Маркина, А.Ситникова и др. поднимались различные актуальные проблемы развития регионов в период системной трансформации общества.

Объектом анализа является региона Российской Федерации.

Предметом проводимого анализа являются экономические отношения, формирующиеся и функционирующие в процессе обеспечения экономической безопасности региона в направлении минимизации воздействия внешних и внутренних угроз.

Цель определила задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность социально-экономической безопасности региона:
  2. Проанализировать существующие и разработать новые методы для анализа социально-экономической безопасности региона:
  3. Выявить основные проблемы и охарактеризовать меры по улучшению социально-экономической безопасности Белгородской области.

Необходимо отметить, что социально-экономическая безопасность как категория стала предметом экономических исследований лишь в 90-х годах, когда обнаружились угрозы распада России, и возникла острая дискуссия о причинах распада СССР. В 1992 г. был принят закон РФ «О безопасности». В законе безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].

Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и увеличения числа угроз. Это требует оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам России в сфере экономики и определения мер по отражению этих угроз, адаптации органов государственного управления к новым условиям и вызовам мирового постиндустриального развития, новым противоречиям, условиям и факторам социально-экономического развития.

Вступление России в ВТО создает новые условия для обеспечения социально-экономической безопасности ее регионов. Как отметил В.В. Путин: «ВТО … это некий сертификат качества, который создает благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс» [6].

За 10 лет переговоров о вступлении в ВТО экономика России не стала конкурентоспособной. Россия имеет опыт защиты своих производителей. Например, в 2006 г. после ужесточения «челночного» импорта производство кожи и обуви выросло на 13,7%, увеличился выпуск высококачественной детской одежды и обуви. Ограничения на реэкспорт тростникового сахара из Белоруссии и Украины способствовали развитию свеклосахарного комплекса в западных областях России. Экспортная пошлина на нефть была введена также на необработанную древесину.

Этот пример показывает, что слагаемые и показатели социально-экономической безопасности страны и ее регионов не фиксированы. Они изменяются с изменением внешних и внутренних угроз и условий социально-экономического развития. На современном этапе эти изменения связаны, прежде всего, с изменением качества экономического роста, переходом от ресурсной экономики, развитие которой определялось наличием природных, материально-производственных и трудовых ресурсов к экономике, основанной на знаниях и нововведениях.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов.

Для проведения исследования социально-экономической безопасности было бы целесообразно использовать набор показателей. Он включает, как минимум, следующие показатели:

- уровень безработицы;

- анализ инвестиционной привлекательности региона;

- отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному уровню в регионе;

- объем бюджетных доходов;

- дебиторская задолженность предприятий и организаций на душу населения;

- кредиторская задолженность предприятий и организаций на душу населения;

- задолженность по заработной плате на душу населения.

Набор этих показателей может позволить оперативно осуществлять сравнительный анализ социально-экономического положения в регионах, с точки зрения их безопасности.

Экономика Белгородской области, базирующаяся на сочетании выгодного географического положения, наличия богатых минерально-сырьевых ресурсов и плодородных черноземов, высокого научно-технического и технологического потенциала, развитой инфраструктуры, профессионализма и квалификации кадров, растет в целом устойчиво, позитивные процессы набирают силы. В последние годы качественно изменилось не только социально-экономическое положение региона, но и его место среди других регионов лидирующие позиции в стране и ЦФО по производству животноводческой продукции, жилищному строительству, отдельным показателям уровня жизни населения. Этому способствует активное участие правительства области в развитии экономики и социальной сферы, конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением [5].

Деятельность правительства области в 2010-2011 годах была направлена на продолжение взаимодействия с бизнес-структурами по увеличению объемов промышленного производства, усилению модернизационных аспектов, развитию инновационной деятельности предприятий и созданию новых конкурентоспособных производств, внедрению современных технологий.

В 2010 году правительством области уделялось большое внимание проведению активной инвестиционной политики. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов 2009-2010 годы, проведенного в декабре 2010 года рейтинговым агентством «Эксперт РА», Белгородская область заняла второе место в номинации «Минимальный экономической риск инвестирования». Кроме того Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service в декабре 2010 года изменило прогноз по рейтингу Белгородской области по глобальной шкале в иностранной и национальной валютах с «негативного» на «стабильный», что отражает улучшение социально-экономического положения региона.

В результате объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по итогам 2010 года составил 90,9 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 116,9% к уровню 2009 года, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – соответственно, 36,3 млрд. рублей и 111,7 процента.

Уровень безработицы в регионе в период с 2005 по 2007 год постепенно снижался, а в 2009 году вновь увеличился и составил 4,8%. Эта тенденция сохраняется.

В 2010 году среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) составили 16643,9 рублей, что выше уровня 2009 года на 17,9%, в реальном выражении на 10,1 процента.

Большую долю в денежных доходах населения составляет заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций без выплат социального характера в целом по области в 2010 году составила 15885,7 рубля и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 12,3%, при этом размер реальной средней заработной платы на за этот период увеличился на 4,7 процента. В течение 2010 года по уровню среднемесячной заработной платы работников организаций область находилась на 1 месте среди областей Центрально-Черноземного района.

Для характеристики социально-экономической безопасности также необходимо соотнести среднедушевые денежные доходы прожиточному минимуму и среднемесячный размер пенсий и прожиточного минимума пенсионера. В 2009 и 2010 годах соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума составляло 3,35, в то время как соотношение среднемесячного размера пенсий и прожиточного минимума в тот же период времени составляли 1,42.

Объем бюджетных доходов в 2009 году составил 55738,2 млн. руб., в то время как в 2005 году этот показатель равнялся 24730,7 млн. руб., что на 31007,5 млн. руб. меньше. Абсолютный прирост по отношению в 2008 году составляет -1114,5 млн. руб. цепные темпы прироста с 2005 по 2009 год равны: 0,19; 0,41; 0,37; -0,02. В 2009 году объем бюджетных расходов равен 60848,2 млн. руб. это на 35064,3 млн. руб. больше, чем в 2005 году и на 1784,4 млн. руб. больше, чем в 2008 году.

Объем кредиторской задолженности в 2008 году равнялся 100636 млн. руб., тогда как в 2009 году этот показатель составил 99017 млн. руб. темп наращивания кредиторской задолженности равен -0,02.

Объем задолженности по заработной плате в 2009 году составлял 22 млн. руб., это на 17 млн. руб. меньше, чем в 2008 году и на 17 млн. руб. больше, чем в 2007 году. Цепные темпы прироста задолженности по заработной плате в расчете на одного работника, перед которым есть задолженность, соответственно равны: -0,03; 4,47; 0,29 [2].

Таким образом, в результате анализа социально-экономической безопасности региона, можно сделать вывод о том, что индикаторы экономической безопасности Белгородской области имеют хорошие значения. По итогам экономического, финансового и социального развития Белгородская область заняла 10 место среди 83 регионов страны. Она замкнула десятку лучших регионов, опередив Москву. Которая оказалась на 13 месте. Белгородская область занимает 9 место по развитию реального сектора экономики, 10 – по темпу роста прибыли предприятий и 4 – по росту потребления электроэнергии. По инвестиционной привлекательности регион занял 16 место, по доходами и  занятости населения – вошел в группу 27 регионов с положением лучше среднероссийского. В секторе развития бюджетной системы у Белгородчины 6 место по доходам бюджета, 7 – по росту налога на прибыль [4].

Принимая во внимание реальную потребность регионов в устойчивом и безопасном развитии, могут быть предложены основные организационно-методические подходы к разработке региональной концепции экономической безопасности.

Развитие экономики страны и региона требует создания таких механизмов и инструментов, которые посредством системы налогов, кредитов, цен, тарифов, таможенных пошлин, методов государственной поддержки и содействия обеспечивали активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, рентабельную работу предприятий, социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды [3].

Применительно к условиям Белгородской области достижение стабильного развития экономики включает в себя задачи динамичного роста объемов продукции отраслей промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других сфер экономики при одновременном росте валового внутреннего продукта, существенном увеличении доходов населения, рациональном использовании природных ресурсов, расширении воспроизводственных запасов и использовании их в пределах государственного прироста, удовлетворяя потребности населения в промышленных товарах и сельскохозяйственной продукции.

К числу обязательных требований, которые должны быть реализованы в условиях устойчивой экономики Белгородской области, следует отнести: увеличение численности населения; развитие системы местного самоуправления; развитие малого предпринимательства; развитие сферы услуг; повышение профессионального и общеобразовательного уровня населения; развитие национальной культуры; исключение межнациональных конфликтов. Но самым важным требованием является возрождение инновационного потенциала Белгородской области.

Организация обеспечения экономической безопасности области должна включать следующие этапы:

- выявление состава и характера угроз экономической безопасности и направленность их действий;

- оценки ожидаемого ущерба от действия угроз экономической безопасности;

- ранжирование угроз экономической безопасности по важности, времени наступления и т.д.;

- формирование и выбор варианта стратегии обеспечения экономической безопасности применительно к тем или иным угрозам;

- определение и реализация конкретных мер по обеспечению экономической безопасности.

При соблюдении этих этапов, а также при повышении инновационного потенциала можно будет говорить об устранении угроз экономики Белгородской области. Поэтому при формировании экономической стратегии Белгородской области необходимо тщательно учитывать эти факторы. Ведь обеспечении экономической безопасности и социально-экономического развития повлечет за собой более рациональную и действенную разработку стратегии развития региона, а, следовательно, это приведет к повышению эффективности работы стратегии развития Российской Федерации.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
  2. Федеральная служба государственной статистики по Белгородской области.
  3. Дорждеев, А.В. Устойчивость и безопасность региона (методология и практика) / Под ред. А.В. Доржев. – М.: ИЭРАН, 2009. – 238 с.
  4. Белгородская обалсть – в десятке лучших // «АиФ Белгород» – 2011. № 9 (819).
  5. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: http://www.economy.gov.ru.
  6. Электронное периодическое издание «РИАН.Ру» [Электронный ресурс]: http://ria.ru/politics/.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Vicky»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация